Больше рецензий

NataliStefani

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 апреля 2024 г. 13:01

101

5 Фальшивые доллары США, или Финансовые махинации как оплот экономики Америки

картинка NataliStefani
«Гора денег высотой пятьдесят футов. Огромный зеленый айсберг.У меня перехватило дыхание.»

«Продавать наличную валюту за границу — самое выгодное предприятие для государства.»
(Ли Чайлд. «Этаж смерти». 1997)
«Если зарубежные рынки заполонят фальшивые доллары, само по себе это не окажет особого влияния на нашу экономику.»
(Ли Чайлд. «Этаж смерти». 1997)
«Фальшивки распространяются среди иностранных граждан, которые счастливы, если эти бумажки хоть отдаленно напоминают настоящие доллары. Вот почему подделки почти не попадают к нам.»
(Ли Чайлд. «Этаж смерти». 1997)

ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Заглянув одним глазком в эту книгу: «Этаж смерти» (1997), мною не читанного ни разу, Ли Чайлда поняла, что пропала … Захотелось прочитать весь цикл — «Джек Ричер».

Первый роман цикла у нас переводился также, как «Поле смерти» (перевод: С. Саксин). Важность са́мой первой книги — знакомство с главным героем (персонажем), привлечение пристального внимания читателя к содержанию повествования. Если у автора была задумка создать серию романов, то она должна цеплять с первой книги.

В массовой развлекательной литературе с криминальными сюжетами (триллер, детектив, боевик), на мой взгляд, самое важное, — увлекательность сюжета. Это когда ты забрасываешь другие книжки: умные, колоритные, необычные и т.д. и т.п. Порою всё то, за что произведение следует относить к «хорошей литературе», уходит на второй план: «Читайте только хорошие книги!»

Ну, да. Конечно. Читать нужно хорошие книги. Кто бы спорил?

Читаю «Этаж смерти» и мне не хочется анализировать, хорошая эта книга, или не очень. А может это «макулатура»? Мне — не важно. Мне — интересно! Вот дочитаю, тогда немного подумаю, что к чему …

****
Ну, наконец-то! Дождались! А впрочем, что и следовало ожидать. Законы диалектики работают. Развитие по спирали. Новое — хорошо забытое старое, но только уже на новом уровне — новом витке расширяющейся спирали.

Лично я подустала от главных героев детективных романов (и не только!), которые, чем хуже, тем лучше. Душа истосковалась по «идеалу». А полицейские-алкоголики на семейных руинах пусть останутся в прошлом.

Новые полицейские — это старомодные герои из старых книг и романов 20-40-х годов прошлого века. Но не совсем. Они взяли бескорыстность, отвагу и честь героев былых романов под мягкой обложкой, но сила и мощь, присущая супергероям, — это веяние настоящего времени.

Едва приоткрыв двери во вселенную Джека Ричера, которая раскинулась на необозримых просторах Соединённых Штатов (уж есть где разгуляться!), читатель встречается с необычным, харизматичным, а главное, добрым и порядочным героем, не отягощённым несчастьями прошлого и пагубными привычками.

Джек Ричер — здоровяк с закалённым характером: этакий «сын полка», воспитанный «армией». Он мощный не только по телосложению и физической силе, но и силе духа. Автор поведает нам, как закалялся характер сына военнослужащего, ставшего военным, а затем — военным полицейским и проработавшим в этой профессии 13 лет. Узнаем, почему сейчас он оказался не у дел, и путешествует, словно пилигрим, по Америке, предпочитая автобусный транспорт.

«— Исключительно наземным транспортом. Хожу пешком, езжу на автобусах. Иногда на поездах. Всегда плачу наличными. За мной не остается бумажного следа.»

Характерная деталь: Ричер одинок во всех отношениях. Родители давно умерли. Детей нет. Где-то есть брат, с которым связь оборвалась. Что ему остаётся? — Быть героем. Одиноким Волком. Одиночество — не такое уж редкое, а главное, функциональное явление для подобных персонажей романов и сериалов.

****
Ну, влип так влип главный герой в начальном романе — «Этаж смерти». Как говорится, «по самое не балуй». Страшная история, если серьёзно. Но бывший майор полиции Джек Ричер — обученный и годный: за его плечами суровая школа выживания в различных экстремальных ситуациях. У него было много учителей. И он многому у них научился.

«Но в первую очередь они учили меня социальной установке. Они учили тому, что запреты и ограничения равносильны смерти. Бей первым, бей изо всех сил. Убивай первым же ударом. Отвечай до того, как тебя ударили. Обманывай. Господа, ведшие себя прилично, больше никого ничему не могли научить. Они уже давно были мертвы.»

****
Штат Джорджия. Сентябрь месяц. Летний зной, сменившийся промозглым холодом. Захолустный городишко — Маргрейв, в котором лет 30-дцать уже «ничего не случалось». Полицейский участок выглядит чуть ли не стерильным, как операционная … И вдруг — бац! Убийство! Да ещё с отягчающими. И надо же Ричеру оказаться единственным чужаком в этом «сонном царстве».

Его обвиняют в убийстве. Сходу. Без улик и доказательств … Упекают в тюрьму. Подстраивают его убийство. Ну и дела ...

Впечатлительному читателю, бережно охраняющему свой интерес к чтению развлекательной художественной литературы, несмотря на всю свою искушенность, пожалуй, не раз придётся испытыть нечто вроде потрясения, похожее на то, что испытал Ричер.

«Застыв от потрясения у столика между факсом и компьютером, я ощущал себя исследователем Арктики, сделавшим один шаг и увидевшим, как вокруг него все переменилось.»

****
Ли Чайлд пишет очень хорошо. ИМХО. Используемая им манера письма соответствует повествованию. Короткие, рубленые фразы, порою — однословные предложения, которые воспринимаются адекватно чувствам, пробуждаемым литературой с криминальным сюжетом, кровавыми сценами, насилием: вспышка, фиксация внимания, быстрая реакция на слово. Отлично!

Текст — ритмичный. Изложение, скупое на художественные эффекты, скорее, направлено на мужскую читательскую аудиторию. И с более крепкой психикой, способной адекватно реагировать на жестокость. Кстати, среди женщин тоже немало «крепких орешков».

Здесь почти нет рассуждений. Это роман действия: одни поступки сменяются другими. Куда пошёл? Что делал? Что сделал? Что увидел? Что сейчас произошло? Что было раньше?..

Диалогов достаточно много. И они не длинные. Выверенные. Без лишних слов.

Такой текст должен хорошо ложиться под синопсис киносценария.

В общем, мне нравится. И перевод сомнений не вызывает. А это важно.

****
Тема криминального романа «Этаж смерти» связана с политической экономикой Америки — фальшивые деньги Соединённых Штатов. И хотя автор её раскрывает, как будто бы, на примере маленького заштатного городка, поражающего своим внешним блеском, процветанием и благополучием, основанном на фальшивых деньгах, между строк читается печатание фальшивых денег в гораздо более крупных масштабах: масштабах государства. Да, фальшивые доллары не печатают в США, и почти не ввозят отпечатанными из-за границы …

«— Здесь, в Джорджии, печатают фальшивые деньги? — спросил я. — Все дело в этом?
— Нет, — сказала она. — Это происходит совсем не так и не в Штатах.»

… Совершенно неожиданным для меня оказалось обнаружение информации о финансовых махинациях США в государственном масштабе; фальшивой роли доллара в мировой экономике, которая ничем иным как мыльным пузырём не является (далее автор говорит об этом без экивоков!) в крутом, кровавом боевике. Но, похоже, тут ей самое место. В свете последних военно-политических, экономических событий многое становится очевидным и привлекает внимание.

Удивительно современным и актуальным представляется роман британского писателя Ли Чайлда, настоящее имя которого, — Джим Грант (Jim Grant), написанный в 1997 году.

Ли Чайлд описывает ситуацию, о которой не говорят на каждом перекрёстке и не обсуждают на каждой кухне домохозяйки … Но многие о ней знают.

Что это? Секрет Полишенеля? Оказывается, «всем всё» давно известно! Но почти никто на обывательском уровне не придаёт значения этому знанию.

А я, буквально на днях, прислушивалась к объяснениям на ту же самую тему, которую раскрывает Ли Чайлд, серьёзных политических обозревателей по Российскому телевидению. Один в один.

Но наивная Молли-Бет Гордон — подруга убитого полицейского ФБР, занимавшегося финансовыми оперциями, считает, что США придётся очень туго, когда мир узнает о ненадёжности доллара …

«Если зарубежные рынки заполонят фальшивые доллары, само по себе это не окажет особого влияния на нашу экономику. Но вот если об этом станет известно, нам придется плохо. Потому что людей охватит паника. Они потеряют доверие к доллару. Перестанут считать его надежным. И доллар больше не будет им нужен. Они станут набивать свои матрасы японскими иенами или немецкими марками. Они станут избавляться от долларов. И нашему правительству в кратчайшие сроки придется выплатить иностранный заем размером в двести шестьдесят миллиардов долларов. В самые кратчайшие сроки. А мы не сможем этого сделать, Джек.»

Более пятидесяти лет прошло с 15 августа 1971 года, когда Ричард Никсон отменил «золотой стандарт», тем самым породив эру вечной инфляции. Американский доллар — фальшивка, пустая бумажка, ничем не обеспеченная …

Бесконтрольное печатание денег: сколько нужно, столько государство напечатает, несмотря на огромный внешний экономический долг. За границей. Схема проста. Она прекрасно описывается в романе.

Что происходит в мировой экономике сегодня, объяснять не надо. Здесь мы обсуждаеи книгу. Художественную. Роман. Боевик. Триллер.

В романе — крошечный городок Маргрейв, вылизанный до зеркального блеска и сверкающий чистотой, белизной и свежей покраской. В нём платят по 1000 долларов в неделю (!!!) в парикмахерской чернокожему старику-брадобрею. И ему не надо беспокоиться об отсутствии клиентов: «социальная выплата» от «Фонда Клинера» поступает исправно. Но почему же так страшно старому цирюльнику? Страшно до дрожи в коленках!!!

И почему всем так удобно молчать и притворяться слепыми и глухими? Ведь ясно, что такой «оазис» финансового и экономического благополучия в американской глубинке неспроста. Точно также всё не просто в мировом масштабе …

Никто ничего не производит. Деньги текут рекой: зарплаты у служащих невероятно высоки. Но рано или поздно грандиозный обман должен раскрыться. И тогда … Доллар рухнет?

Ли Чайлд в романе «Этаж смерти» смешал различные литературные жанры. И жанр — триллер лучше, как никакой иной, здесь подходит более всего.

Атмосфера ужаса и крови призвана обратить внимание каждого читателя на УЖАС проблемы великого мирового ОБМАНА зарвавшегося агрессивного государства, претендующего на МИРОВОЕ ГОСПОДСТВО, бесконтрольно печатающего доллары и разжигаюющего войны на протяжении всей своей истории. Поэтому в книге так много безумного насилия: страх разоблачения преступной организации фальшивомонетчиков.

Выглядит вся эта история, выдуманная Ли Чайлдом, впечатляюще. Выдумка. Фантазия. Полная чушь … Зри в корень.

****
P.S.
Жизненные обстоятельства бывают разными. И даже тот, кто сам себя считает слабаком и трусом, способен совершить настоящий подвиг. Ради жизни.
картинка NataliStefani
«Я хотел идти вперед, не имея понятия, куда именно я иду. Хотел бродить по свету. Я давно настроился на это.»