Больше рецензий
1 мая 2024 г. 13:29
439
3.5
РецензияЭто было оочень долго... Хотя, не спорю, довольно атмосферно и занимательно.
После того, как почти неделя ушла у меня на первый том в начитке Князева, я поняла, что нужно ускоряться, и продолжила в электронке, закрыв глаза на неряшливый перевод (в начитке, кстати, перевод аккуратный, а изящные эпиграфы - отдельная песня). Дочитала за день, узнала, кто убийца, разочаровалась, успокоилась. На мой взгляд, одну детективную историю нельзя засовывать в такой кирпич текста, это негуманно по отношению к читателю, свободное время которого не растет вместе с объемом издающихся книг.
Много воды утекло с тех пор, как я читала предыдущую часть, и сюжет ее стерся из памяти (потом я погуглила и поняла, что это было ретро-дело про 70-е). Тем не менее начальная сцена в баре вызвала у меня прилив теплых чувств и ностальгии, хотелось обнять Страйка и Робин и сказать "Ребята, как же я по вам, оказывается, скучала в последние пару лет, которые убили не один десяток наших нервных клеток". Это было так приятно, как вернуться после долгого отсутствия домой и найти там старые любимые вещи. Но Страйк и Робин вышли на улицу, и пошел заход на обычный круг "развития" их отношений, не предвещавший никакой развязки.
Само по себе дело оказалось не лучше и не хуже других. Добыча информации путем просеивания текстов в интернете, на мой взгляд, не менее интересна, чем опрашивание свидетелей и подозреваемых в реале (кстати, именно здесь разговоры с потенциальными преступниками в реальности были затянуты и скучноваты). Внутриигровые чаты подбешивали только в начале и в конце, в середине они казались ценными и исполненными смысла. По сути дела, конечно, вся эта махина текста оказалась чем-то вроде талантливой графомании - ты читаешь, вроде интересно, но уже затылком понимаешь, что убийца - садовник, и финал будет простой, как дверь.
И вообще, почему у них никто никогда не пробивал никого по IP-адресам?
Об отношениях героев я промолчу, уже все сказано. В этой части неожиданно понравились второстепенные сотрудники агентства - Мидж, Шах, шотландец и особенно Пат. Робин стала более цельной, ее персонаж все больше превращается в суперженщину из комиксов. Страйк стареет. Если герои не расследуют, они едят. Если не едят, расследуют. Здесь все очень предсказуемо.
Ну и по части атмосферы. Признаю за Роулинг умение погружать в такую реальность детектива, которая перекликается с жизнью. Обычные люди в супермаркете в кроссовках и худи, покупающие молоко и детскую смесь, никогда не кажутся таинственными и хранящими секреты, но пока читаешь, в это вполне можно поверить. Сетевая жизнь, показанная в "ЧЧС", выглядит убедительно, но есть у меня одно замечание. Все эти эскапады скрытых за никами людей больше напоминают эпоху Live Journal и форумов, когда было больше возможностей скрыться за аватаркой, и никто никогда не узнает, кто ты. В последние лет 20 пользователи соцсетей скорее не скрывают личность, а старательно приукрашивают ее, тратя на это огромные усилия. Анонимность стала свидетельством в первую очередь маргинальности. Но это уже мои собственные мысли, тем более что пользователем твиттера я никогда не являлась, а у Роулинг, кажется, большой опыт по этой части.