Больше рецензий

8 мая 2024 г. 18:39

5K

4 Исчезнувшая цивилизация

"Византия" запросто могла бы быть издана в серии "Повседневная жизнь человечества" - настолько разносторонне в ней излагается византийская история. "Молодая гвардия", правда, давно уже не печатает книги зарубежных авторов. И вот, "Центрполиграф" выпустил работу Джудит Херрин в виде научно-популярного издания исторической тематики вне какой-либо серии. Будь это "Повседневная жизнь", сюда добавили бы ещё иллюстрации, которые очень не помешали бы этой книге: сохранившиеся изображения правителей, произведения искусства, остатки архитектурных сооружений.
Это уже, кажется, третья книга о Византии из прочитанных мной. Она далека от работы С. Власова о Константине Великом (где автор по сути просто излагает его житие авторства Евсевия, только несколько более современным языком). Но она чрезвычайно напоминает книгу Джонатана Харриса "Византия. История исчезнувшей империи", только Харрис по большей части сосредоточился на политической истории, а Херрин рассматривает предмет с разных ракурсов, уделяя достойное внимание не только политике и сухой хронологии, но и искусству, религии, философии и быту Византии. Она изображает правителей достаточно яркими и "человечными", что позволяет хоть немного отличать одного от другого (поскольку их было действительно очень много, и, не занимаясь византийской историей основательно, сложно не запутаться в этой череде императоров). Обрисовывает отношения империи с другими государствами, давая оценку как в контексте ситуации, так и с позиций современности.
Кажется, что Херрин особенно интересуют религия и искусство - и для меня это было огромным плюсом во время чтения, так как в моём случае это тоже предпочтительные темы. Вообще, автор предлагает такой обширный пласт информации, что его сложно пересказать: обращаясь то к средневековой Европе, то к Античности, Херрин прослеживает взаимовлияние изобразительного искусства и архитектуры, античные реминисценции в византийской литературе и философской традиции; особый характер, который приняло в этом регионе восточное христианство. Даже такие узкоспециализированные религиоведческие темы, как иконоборчество и вселенские соборы затронуты здесь основательно и изложены информативно.
Обширный кругозор Херрин, обладающей ценным для исследователя навыком - импровизированно и вдохновенно сопоставлять одно с другим, находить неожиданные точки пересечения культур, совершать внезапные скачки из точки повествования, то в древность, то в современный дискурс - делают её работу по-настоящему захватывающей и интеллектуальной. А изящный слог и уместные как по смыслу, так и хронологически эпиграфы к каждой главе украшают её. Историю написания своей книги Херрин рассказывает во введении, и задача, которую она перед собой поставила - предоставить простую, понятную, но вместе с тем ёмкую и содержательную историю Византии - ей явно удалось выполнить.
Мне также понравилась деликатность автора в выражении своей собственной позиции. Обыкновенно исследователи никак не дают понять своего отношения к предмету исследования, и стиль написания научных работ чаще всего сдержанный. Здесь же автор выражает свою всестороннюю симпатию и понимание как к исчезнувшей византийской цивилизации, так и к тому, что пришло ей на смену - а именно к Оттоманской империи. По мнению Херрин, история падения Константинополя во многих исследованиях рассматривается в излишне негативном ключе, как культурная и историческая трагедия. Или же наоборот: само существование Византии трактуют как некое искажённое порождение остатков Римской империи. Одной из её задач, таким образом, стало развенчание представления (которое, кстати, представлено в вышеупомянутой книге Харриса) о том, что византийцы - слабый, изнеженный и нежизнеспособный народ. Наоборот, здесь автор доказывает ключевое значение Византии, ставшей своего рода цитаделью для европейской истории.
Сложно, конечно, в трёхсотстраничной книге подробно изложить более чем тысячелетнюю историю существования государства. Поэтому какие-то события и исторические лица хоть и неоднократно встречаются, но в памяти не задерживаются. Иллюстративный материал, как мне кажется, помог бы лучшему усвоению информации. Тем не менее, общий ход истории, развития Византии, поворотные моменты, культурные и общественные тенденции, а также особенности именно этого региона работа Джудит Херрин освещает в полной мере.

Комментарии


У меня всегда было стойкое ощущение, что западные авторы Византию несколько недолюбливают, рассматривая как нечто изначально маргинальное. Иногда перечитываю " Византийские портреты" Шарля Диля, но на этом, пожалуй, и всё. Попробую прочесть книгу Херрин, думаю, материал интересный.

У меня такого впечатления не складывалось, наверное, потому что я не так уж много читала о Византии. Видимо, отношение к ней как к чему-то маргинальному - это какой-то сохранившийся культурный код, ещё с тех времён, когда Византия воспринималась как задворки Римской империи.
В этой книге изложение скорее позитивное и взгляд автора положительный. Надеюсь, Вам понравится!