OlgaZadvornova

Эксперт

Заметки о прочитанном

15 мая 2024 г. 03:55

204

4 Жизнь как спектакль

Ещё одна французская повесть «из глубины» 1960-х, примыкающая по тематике к вещице Жоржа Перека «Вещи», прошу прощения за каламбур. Жорж Перек - Вещи Оба эти произведения – о новом явлении, о зарождающемся обществе потребления, основанном на послевоенном буме производства товаров. Идея растущего потребления, в первую очередь направлена на молодёжь, восприимчивую к новшествам, жаждущую комфорта и развлечений. В социальном плане лучшие потребители – это средний класс, тянущийся к повышению своего жизненного уровня. Прошло 60 лет, теперь мы живём уже в «обществе развитого потребления», и всё, что так метко подметили французские шестидесятники, для нас теперь хорошо знакомо и банально.

Вероника и Жиль – на первый взгляд, прекрасная пара – молоды, красивы, энергичны, влюблены. Поженившись, они отправились в свадебное путешествие в Венецию. Финансы молодожёнов ограничены, и потому отель – скромный; романтичная гондола – только один раз; пляж – отдалённый от богатой публики; развлечения и экскурсии – с оглядкой на кошелёк.

А хочется жить «на всю катушку», «прочувствовать» этот мир и насладиться им, или хотя бы не отставать во мнении других. И если не удаётся пожить в роскошном отеле, так хотя бы по приезде приврать об этом друзьям. В скобках заметим, так из общества потребления рождается общество спектакля.

Вероника хочет пустить пыль в глаза, а Жилю всё равно, лишь бы «любимая была рядом». Но так как оба они неглупы и достаточно чувствительны, то трещинку в отношениях замечают, но переживают не особо – ведь впереди вся жизнь, и счастье, кажется, так достижимо.

Однако, за последующие 5 лет трещинка разрослась до пропасти. Через 5 лет они разводятся. Взаимные обиды и разные жизненные установки развели их в противоположные стороны.

Очень лёгкий стиль написания, изящный слог; текст, наполненный афористичностью, меткими фразами, характеризующими внешнюю сторону происходящего и внутренний мир героев. Повествование от третьего лица чередуется с комментариями от первого – от имени Жиля. Такой интересный приём позволяет автору высказаться, обобщить характерные штрихи времени и показать типичность характеров. Жиль комментирует историю своего брака, поясняет все тонкие психологические моменты.

В спорах и диалогах мы узнаём и точку зрения Вероники, олицетворяющую взгляды тех обывателей, кто поставил целью достижение успеха, статуса, кто стремится жить «сладкой жизнью», жить напоказ. А лучше всего – получить всё и сразу, ведь потом будет поздно – состаришься, и будет неинтересно. Пока им едва за 20, они убеждены, что после 50-ти – жизни нет.

Жиль тонко чувствует фальшь такого мировоззрения в окружении Вероники, где – боготворят моду, успех, брендовые шмотки, престижные машины, шикарные апартаменты, путешествия, вечеринки. Культура тоже входит в разряд потребления – востребованы глянцевые журналы и колонки в газетах, где рекламируются – книги, спектакли, выставки, музыка, которая must, перечисляются культурные ценности, которых ныне стоит придерживаться, и не дай бог, вам нравится то, что уже не котируется, в таком случае, вы – ретроград.

Жилю претит, что эта тусовка не имеет своего мнения, не воспринимает произведения непосредственно своими чувствами, своим интеллектом – только опосредованно, через мнение, которое выражено в престижных газетах, журналах, рекламах.

Скука их гонит вперёд – к постоянной смене нового, к новым кумирам, новым модам, и вновь им всё быстро приедается. Их преследует страх – страх стареть, страх прослыть старомодным, страх отстать, они жаждут постоянно получать одобрение.

А Вероника приходит к выводу, что её муж высокомерный псевдоинтеллектуал, не приспособлен к жизни, не стремится подняться по карьерной лестнице, повысить социальное положение. И он действительно не стремится. Есть и его в чём упрекнуть, он неидеальный. Он просто другой.

Очень показательна сцена, когда Жиль на бумаге излагает свои размышления, резюмируя для себя мысли и впечатления от образа жизни и сути личности таких потребителей, взяв для примера подругу жены – Ариану. Прочтя этот опус, какова же будет реакция Вероники. Она говорит: но ты же хорошо пишешь, почему бы тебе не писать. В этом вся суть пропасти между супругами – он пытается понять, размышлять, выплеснуть эмоции, она – оценивает любую ситуацию, любой момент на предмет извлечения выгоды. Неудивительно, что это был поворотный момент в их разрыве.

Комментарии

Оля, прекрасная рецензия! Ты не поверишь, я буквально вчера нацеливались на эту книгу, но потом меня унесло в сторону.


+1 15 мая

Спасибо, Настюша) Как нас с тобой несёт сходным потоком)))

+1 15 мая