Больше рецензий

15 мая 2024 г. 22:58

125

5 Нет ничего страшнее идеальных отношений

Думаю, что не ошибусь, если предположу, что многие запойные читатели стараются чередовать классику, серьезную литературу с книгами легких жанров, чтобы… да просто чтобы отдохнуть и почитать что-нибудь для расслабления и развлечения. Должна отметить, что в последнее время мне доставляет массу удовольствия чтение произведений Бернадетт Энн Пэрис. Теперь, ознакомившись с двумя её романами, могу сказать, что легкость письма и держащий в напряжении сюжет – это определённо отличительные черты её творчества. После “Психотерапевта” я настроилась на еще один психологический триллер, где вместе с героиней придётся окунуться в загадки и тайны, а также попытаться избежать хитроумных ловушек, расставленных преступником. В конце концов, многие современные авторы находят свою схему произведения и повторяют её из книги в книгу. Пэрис меня приятно удивила: её дебютный роман по структуре оказался совершенно не похож на “Психотерапевта”. Никаких загадок, весьма своеобразная интрига, построенная больше на нанизывани всё новых и новых деталей, раскрывающих положении героев, чем на неизвестности, а ещё на этот раз героине не нужно вычислять злодея, его Пэрис представляет нам практически сразу, что, как ни странно, ничуть не понижает градус напряженности, напротив, создаёт иную, двусмысленную атмосферу, наполняющую каждую сцену романа.

Своим оформлением, да и смыслами, заложенными в названии, “За закрытой дверью” невольно вызывает в памяти “Коллекционера” Джона Фаулза. Параллели, конечно, довольно условные, но нечто общее в книгах, безусловно, есть: женщина, оказавшаяся в ловушке. За закрытой дверью...

Грейс вовсе не искала идеального мужчину. С наивными мечтами глупой юной девушки давно покончено. Она довольно успешная женщина, у которой есть любимая интересная работа и многочисленные неудачные романы за спиной. Грейс, будучи единственным опекуном сестры с синдромом Дауна, прекрасно понимает, что большинство мужчин вовсе не горят желанием строить свою жизнь с женщиной, имеющей на плечах такую отвественность. Отчасти, она уже смирилась с этим. Но однажды, как принц из волшебной сказки, в её жизни появляется Джек. Красавец мужчина около сорока, элегантный, приятный в общении, известный адвокат, специализация которого – защита женщин, пострадавших от домашнего насилия. Но не это растопило сердце Грейс, а его удивительная доброта и внимание к Милли, её семнадцатилетней сестрёнке, часто попадающей в неловкие ситуации из-за своего диагноза. Нет, Грейс вовсе не нужен был идеальный мужчина и идеальные отношения, но, оказывается, чудеса случаются и в реальной жизни! Наполненный романтикой и предупредительностью период ухаживаний, предложение руки и сердца, дом мечты в подарок к свадьбе, путешествие за границу, чтобы отпраздновать медовый месяц… Рядом с таким прекрасным мужем и сама Грейс становится всё ближе к идеалу. Джек не перестаёт хвастаться талантами жены перед друзьями: “Как, вы не знали? Да, Грейс прекрасно шьёт. Что? Эта великолепная картина над камином? Да, это работа Грейс! Биф Веллингтон, картофель по-французски, морковь в медовой глазури и суфле? Конечно, Грейс приготовила это сама! Прекрасные розы в саду? Ах, Грейс, как никто, умеет чувствовать растения!” Слова подкрепляются нежными прикосновениями и влюбленными взглядами между Джеком и Грейс. Гости только ахают и охают, невольно завидуя этой идеальной паре. Вот только новая знакомая, Эстер, недавно переехавшая в их городок с мужем, поглядывает как-то искоса, что-то в этой идиллии не даёт ей покоя. А сама Грейс в отчаянии считает дни, когда содержание в школе-пансионе подойдёт к концу, и Милли переедет в их с Джеком идеальный дом…

Мне очень понравилось, как Пэрис выстроила композицию романа. История начинается с приятного застолья, дружные супруги Грейс и Джек принимают гостей, несколько семейный пар. Как и в “Психотерапевте”, повествование ведётся от первого лица, что позволяет видеть и оценивать происходящее с точки зрения главной героини и только её; мысли, мотивы, впечатления всех остальных остаются скрытыми от читателя, только Грейс видит их реакции и интепретирует по степени собственной осведомлённости и возможностей. С самых первых страниц, описывающих этот приятный ужин в дружеской компании, создаётся атмосфера какой-то неуловимой двусмысленности, которую понимают только двое из присутствующих. Эта атмосфера начинает медленно, но верно нагнетать напряжение. Читатель понимает: что-то происходит, хоть и остаётся неуловимым. Пока. Дальнейшее повествование распадается на две линии: одна движется в настоящем, другая подробно описывает жизнь героини до замужества, встречу с Джеком и то, как начали складываться их отношения. Такой приём очень тонко дополняет обе сюжетные линии: внося пугающие, зловещие нотки в прошлое, тогда как настоящее уже приоткрыло часть своих загадок, а в случае с настоящим, напротив, объясняя, как могла сложиться такая чудовищная ситуация, из которой, кажется, нет и не может быть выхода.

Роман “За закрытой дверью” прицельно бьёт по эмоциям, читать было жутко, местами – тяжело, и в то же время оторваться было невозможно. Всё-таки удаётся Пэрис нагнетать напряжение и подогревать интерес читателя на протяжении всей книги, чему в немалой степени способствует и выбранная тема, весьма актуальная, поданная в романе максимально жестко, паталогически безумно и даже с жестокой иронией. Писательница и в этой книге остаётся верна себе, избегая в сюжете излишнего движения, острых моментов, сопряжённых с действиями, как обычно, весь упор делается на психологическое давление, противостояние не столько физическое, сколько основанное на хитрости, на попытках переиграть интеллектуально, подавить волю, сломать личность. В отличие от “Психотерапевта” в данной истории финал меня порадовал, что ещё раз подтвердило впечатление, что Пэрис много лучше удаются “игры разума”, чем кровопролитные сцены.

И просто не могу не отметить еще раз тонкий иронизм, который привнесла в роман Пэрис: двусмысленные намёки, призванные лишить равновесия, в итоге становятся ловушкой, профессии и говорящие фамилии, неожиданная помощь и решительность от персонажа, от которого совершенно этого не ждёшь. Мне показалось, что на этот раз у Бернадэтт Энн Пэрис всё получилось: книга читается на одном дыхании, читатель невольно включается в игру, пытаясь вычислить слабые стороны, неосторожные оговорки, которые могут повлечь за собой неуёмное самомнение и самоуверенность в собственной непогрешимости и в дьявольской хитрости, позволяющей всегда быть на шаг впереди. Вместе с Грейс мы начинаем понимать, что иногда нет ничего страшнее идеальных отношений…