Больше рецензий

17 мая 2024 г. 00:32

95

4.5 Спойлер Oна смогла, несмотря на свои слабости, взрастить в себе новое "зерно" ...

Это уже третья мною прочитанная книга Сомерсета Моэма. Люблю этого автора, его стиль, темы, которые он затрагивает. Психология, поиски себя, ошибки, испытания и преодоление.

Зачем же выходить замуж без любви? Это с самого начала не сулило ничего хорошего. Но что ж поделать, если Китти чувствовала себя стесненной обстоятельствами. Здесь немалую роль сыграла ее матушка, которая только и напоминала ей о том, как важно выйти замуж и не остаться старой девой. Конечно, мать во многом повлияла на ее слабовольный характер, так как была неким "тираном" в семье и не смогла передать настоящее понятие о ценностях своим дочерям. То, что это несомненно отразилось на поверностном характере Китти, нельзя отрицать. Она как кукла, пустая внутри, обращающая внимание на внешний облик, а не внутренний.

Вот так она и влюбилась в Чарли. Он разжег в ней страсть, и она слепо не обращала внимание на то, какой он на самом деле ограниченный и тщеславный человек. Кстати, Моэм не первый раз описывает такую всепоглащающую страсть (страсть Джулии к Тому в произведении "Театр"), только здесь главная героиня Китти слабее, она не может так быстро забыть и освободиться от этих уз.  Хоть ей это и кажется, после пройденных испытаний, но при первой же встречи она снова не может оказать Чарли сопротивление - и за это себя еще больше презирает.

И все-таки с ней случается метаморфоза. Китти начинает понимать все происходящее, разбирается в своих чувствах и настраивает себя на светлое будущее, вдали от мест, где она испытала столько боли. Она хочет начать жизнь с чистого листа, и даже осознание ее отношения к отцу это доказывает. Она хочет искупить всю вину. Мне понравилась мысль, что она думает о своем ребенке, и о том, что в воспитании она не допустит тех ошибок, жертвой которых пала она.. Она не хочет воспитывать своего ребенка в манипуляциях, внушать ему какие-то ненужные принципы, как делала ее мать, и что в итоге и привело к печальным последствам. Если бы она тогда не хотела сбежать из дома и не вышла бы замуж за Уолтера.. Она не хочет повторять ошибок своих родителей. И не хочет своему ребенку такой судьбы, как у нее самой..

В романе показано, как проблемы в коммуникации могут усугубить положение людей. Почему она, раскаиваясь и терзаясь, не смогла сказать Уолтеру тех слов, каких он так жаждал услышать? Ведь хотела она несколько раз это сделать. Одно из двух: или бы она совсем ушла и начала бы жить с нуля (ну и что, что общество бы это не приняло?!), или бы постаралась наладить контакт с мужем, несмотря на нелюбовь к нему. Но в чем же был смысл этих пустых напряженных недель? Ни доброго слова, ничего... Конечно, Уолтер изматывался, и физически, и морально. Если бы она ему сказала хоть какое-то доброе слово, попросила прощение, выказала бы уважение. Уолтер так и думал до конца, что он ей противен. И как было жить так дальше? Эксперименты, летальный исход... Он только этого и жаждал. А можно было бы гораздо раньше облегчить ситуацию. Но Китти предпочла молчать... Слабая женщина. Но нужно отдать должное, что несмотря на ее безразличие и после смерти ее мужа, она все же преобразилась, настроилась на более смиренную жизнь, чтобы искупить все вину - не перед Богом, но перед самой собой. Жаль только, что она так и не смогла оценить все достоинства своего мужа.  А он мог бы быть таким счастливым, если бы женился на той, которая бы это оценила.

Не могу не упоминуть о Чарли. Постараюсь придержать мои гневные излияния, но этот персонаж выводил из себя всем своим поведением и существованием. Сколько лжи и противоречий! Особенно при встрече после смерти Уолтера, когда он признался Китти, что любит свою жену, а через минуту, страстно признавался в вечной любви к Китти (хотя ранее посылал ее на верную гибель!). Что это было?! Чарли из породы мужчин, которые никогда не изменятся. И от таких нужно сразу же бежать. Вот только осознала Китти это слишком поздно. Она приоткрыла завесу, тот "узорный покров" и увидела, что за красивой оболочкой - пустота, эгоизм и себялюбие. И даже уже "поврослев", после всех испытаний, не смогла ему дать отпор. Разум все понимал, а вот тело не смогло сопротивляться. Но все же это стало последней каплей. Все! Теперь новая жизнь! С глаз долой! Возможно, несмотря на ее неоднозначное прошлое, все так и должно было произойти, чтобы она стала той, к которой стремится теперь... В ней изначально было заложено не то, что приводит человека к хорошему, но она смогла, несмотря на свои слабости, взрастить в себе новое "зерно".

Еще заметила тот факт, что Моэм очень метафорически описывает понятие "жизни" в своих произведениях. Если в "Театре" он сравнивал жизнь сo спектаклем, театральной постановкой, то здесь он снова филосовствует о красоте жизни, как о произведении искусства.

Мне представляется, что на мир, в котором мы живем, можно смотреть без отвращения только потому, что есть красота, которую человек время от времени создает из хаоса. Картины, музыка, книги, которые он пишет, жизнь, которую ему удается прожить. И больше всего красоты заключено в прекрасно прожитой жизни. Это - самое высокое произведение искусства.

А эта цитата звучит иронически:

Но река, хоть и текла так медленно, все же была в движении, и от этого возникало грустное чувство быстротечности жизни. Все проходит, и если оставляет после себя след, то какой? Китти казалось, что все они, все люди на земле, подобны каплям воды в этой реке, что безымянный поток всех влечет к морю. Когда все так преходяще и ничтожно, стоит ли людям, раздувая мелочи до размеров важных событий, так терзать себя и других?

Несмотря на эти мысли, на быстротечность всего, люди не могут справиться со своими эмоциями и терзаниями, и придают многому слишком большое значение... Конечно, в таких драматичных условиях как у Китти, другого и нельзя ожидать. Но в целом, в жизни, может быть стоило бы относиться ко всему чуточку попроще?