Больше рецензий

17 мая 2024 г. 07:59

86

4 И я не настолько слеп, чтобы не видеть темноту…

Терри Пратчетт
«Изумительный Морис и его учёные грызуны»

картинка Rudolf
«— Эй, Брэйн, чем мы будем заниматься сегодня вечером?
— Тем же, чем и всегда, Пинки… Попробуем захватить мир!…»

С детства я помню, о чём могут грезить грызуны, когда у них появляется разум. Правда, там были мыши, но всё же. Другой грызун — крыса — обретя разум, учил черепах драться и уму-разуму. Вроде хороший был. Ну и ещё один — поварёнок Реми из м/ф «Рататуй». И мышь, которая кошмарила и не давала спуску одному незадачливому коту. Всё, на этом моё знакомство с разумными грызунами заканчивалось. Или с теми, которые остались в памяти, о которых я помню. До этой книжки. О, лукавый попутал! Звиняйте и не серчайте, будьте так любезны. Анимационный фильм, просмотренный ранее, по мотивам сего романа был, но о нём чуточку позже, если позволите. А в книжке этой рассказывается история Изменённых — как они сами себя называют — крыс, которые обрели разум и научились разговаривать вследствие того, что поели какой-то волшебной дряни. Эту хрень, в свою очередь, имели неосторожность отправлять на свалку обычного мусора деятели Незримого Университета. Что за невообразимая беспечность!? А в подвалах сего заведения обитали вполне «обычные», «нормальные» крысы. И с ними дядька Черно… И сопровождает их на сложном и тернистом пути к обретению своей мечты — переселиться на остров, на котором они жили бы мирно и счастливо в своей Крысиной Республике (да, эти не грезят о порабощении мира — честь им и хвала!), изумительный кот Морис. Рыжий, пушистый, породистый такой котяра! Несмотря на то, что доставалось ему в до изменённой жизни изрядно, он сохранил — или скорее приобрёл — плутоватые аристократические черты. Ушлый, деловой и мнительный персонаж. Эгоист тот ещё, надо сказать! Вальяжный пэр. Мой главный любимчик в данной рецензируемой повести. Вроде и плут, но не лишённый чувства чести. И совести (от которой он с радостью бы избавился, как мне думается). Трезвый, прагматичный пушок, которого и растрогать можно. Не всё ж ему одному вызывать умиление у встречаемых им на пути людишек.

«— Подозрительно мне это всё.
— Почему?
— Потому что вот такая я подозрительная личность!…»

Я вам не скажу, как он стал разумным, приобрёл дар говорить и начал слушать разного рода внутренние (нет-нет, не подумайте, что он стал сумасшедшим) голоса — не только голос инстинкта, — а также повстречал Клан Изменённых и стал их… союзником. Сами прочитайте, если не затруднит. Намекну только, что случился казус. Нелепая и весьма трагикомичная ситуация произошла. Несчастный случай на производстве. А совесть? Совесть его «пилит», а он мужественно вступает с ней в споры и заранее обречённые дискуссии. «И на что коту совесть? Кот с совестью — это уже не кот, а… а хомяк какой-то!» — взывает обаятельный пройдоха. Ну и мальчик-дудочник, которого автор, к моему глубочайшему сожалению, совершенно не удосужился раскрыть, дополняет эту разношёрстную банду. Выглядит эта невзрачная персона как какая-то картонная коробка, ни на что и ни на кого не влияющая. Какой-то герой не геройский: ни харизмы, ни притягательности, ни загадки. В отличие от одноимённой экранизации. Кстати, поделюсь мнением: она мне понравилась гораздо больше, чем первоисточник. Мультфильм хорош и его я от всего сердца рекомендую, если ещё не видели. Он очень красивый и красочный, а повествование выглядит более цельным, стройным и структурированным. При его просмотре я сопереживал каждому персонажу, проникался чувствами — пусть и не всегда положительными — к ним. Ладно скроен рассказ, сценаристы на славу постарались. И аниматоры.

«А что, неплохое жизненное кредо: не жрать ничего такого, что светится изнутри!…»

Так вот, у нас есть компания, состоящая из пацана-дудочника Кийта, разумного кота и «умных», действительно умных, крыс (и философ есть, и акробат-танцор, и хранящая знания и «священную» книгу умница-самка, и делятся они на отряды и подразделения). Странствуют они из города в город, делая бизнес — промышляя нехитрой аферой (придумано и спланировано, конечно же, хитрым Котом!), основанной на известном сказочном сюжете о грызунах и Крысолове, а именно: крысы появляются в городе, наводят в нём шороху, сеют панику, уничтожают запасы еды, гадят где ни попадя. Далее как бы ненароком, совершенно случайно появляется наш двуногий герой и избавляет несчастных от «нашествия чумы», уводя своей изумительной игрой на музыкальном инструменте наших маленьких четвероногих друзей в неведомые водные дали… Все счастливы (хоть некоторые и в неведении): горожане — от «избавления», аферисты — от полученного золотишка. Правда, ненасытному коту всё мало, но что ему остаётся делать? Замыслил-то он в итоге обобрать своих компаньонов до нитки. Только крысы постоянно чуют подвох в нём и его словах, не дают ему спуску, что порой очень нервирует шалунишку. Хитрюга. Сотрудничество их, как кажется, подходит к концу, так как люди тоже о чём-то начинают догадываться, поэтому продолжение «заработка» становится опасным. К тому же, по мнению крыс, они собрали достаточную сумму для реализации своих замыслов. У Мориса мечта — «купить» домик и нанять старушку, которая подносила бы ему миску с молоком и рыбку, а также ухаживала бы за ним. Коту нужен раб (или рабыня). Ведь не самодостаточным же котам нянчить этих двуногих!? Где это видано!? Когда такое было!? Присматривать — да. А у мальчугана-дудочника… да нет у него никакой внятной мечты, кроме как дудеть в свою дудку и получать удовольствие от игры на ней. Он же картонка, помните? Хотя и такая имеет место быть, но подана она писателем блекло и невнятно. Вообще не прописал должным образом персонажа, гад ленивый. Не знаю даже, кто же больший простофиля. Абсолютно безэмоциональный музыкант. То ли дело в мультике… Но в книге больше акцентов фокусируется на демонстрировании жестокой природы людей. А ведь они разумны с рождения, но склонны к убийству ради наслаждения. Мрак!

«В приключениях главное — чтобы они не затягивались надолго, а не то, чего доброго, к обеду опоздаешь…»(с)

Продолжаю. Оказавшись в Дрянь-Блинцбурге, они сталкиваются с чем-то неведомым им доселе, абсолютным злом. Раскрою секрет: это Крысиный Король! Бу! У! Тыдыщ! Но вначале надо прояснить один момент: куда в городе делась вся еда? Кто шурует на их поляне, кто стрижёт их капусту, кто доит их корову, кто, в конце концов, забрался в их курятник? Город на вид богатый, статный, а жители поникшие и угнетённые. Голодные. И ярмарка не ярмарка. В нём многое кажется странным до такой степени, что говорящий кот с молчаливым подростком не выглядят необычными. Но бюргеры считают иначе. Мальчик с Котом случайно встречают союзницу — Злокознию Грымм, противную девчонку, постоянно трещащую и не замолкающую ни на минуту, живущую в своих фантазиях и книжках (за что частенько получает нагоняй от родителя) и считающую жизнь всего лишь очередной историей, за что она постоянно вынуждена выслушивать упреки в свой адрес от окружающих. Но от неё самой, её начитанности и предусмотрительности будет польза. И существенная. Вот тут-то и начинается всё самое интересное и увлекательное в настоящем приключении. Мне понравились моменты с диалогами, наполненными философией — да, простенькой и легкоусвояемой, но важной и необходимой в контексте истории. Милы были те мгновения, когда крыски обменивались какими-то идеями и познаниями, и приятны разговоры о гуманизме и размышления грызунов о своём месте в мире, осознании и познании себя. Их мысли с лёгкостью можно перенести на род человеческий.

«Это просто история про людей и крыс. А самое сложное в ней — это решить, кто тут люди, а кто — крысы…»

Символично, что в одной сцене, когда крыса по имени Гуталин в пылу борьбы, полыхая злобой к людям и собакам, зажёг спичку в амбаре, наполненном людьми и сеном, намереваясь бросить её, но увидев, как они мечутся в панике под ним прямо как загнанные крысы, не стал этого делать. Чувство жалости и сострадания, человечности пересилило. И вообще все эти разговоры между крысами в духе «с силой появляется ответственность», «мы теперь разумные, можем мыслить и разговаривать, поэтому нужно поступать иначе, чем прежде», «скажи инстинктам: „нет“» хоть и выглядят банальными для взрослого человека, — для подростка, читающего эту книгу, могут оказаться полезными и нужными. Эх, возможно, что не в том возрасте я имел весьма скромное удовольствие познакомиться с этой сказочной заварушкой. Наставления о взаимопомощи и единстве, когда тебе или Клану, то есть обществу, с которым ты себя ассоциируешь, действительно угрожает опасность, не оставляют равнодушным. Пример самопожертвования (щедро распоряжаться жизнью, коли она у тебя не одна) и рационального отношения к происходящему также ложатся в копилку плюсов этого небольшого романа. Жизненной и житейской мудрости будет высказано автором посредством своих «деток» в достаточном количестве.

«— Ты пытаешься выказать презрение к Закону?
— Я просто не пытаюсь его скрыть…»

Живыми существами движут инстинкты, но разум вносит существенные поправки в заложенные природой установки. Это касается и прожорливого Кота, который до своего изменения жил только ими, потому что по-другому просто не мог и не знал, что может быть иначе. Но появился Разум — он уже не может позволить себе съесть просто так добычу: проснулась совесть. Ему необходимо убедиться, что еда, живое существо не мыслит и не разговаривает, что она просто еда — раз так, то можно. Суровый животный мир, что поделаешь? Даже в выдуманной фантастической истории. Понравились отсылки Терри Пратчетта к персонажам детских сказок, известным фигурантам своих же циклов (Мистеру Смерть, Стражам), с которыми мне только предстоит познакомиться поближе. Вызвали умиление имена Учёных Грызунов: Сардины, Гуталин, Питательная, Гуляш, Персики, Фасоль Опасно-для-Жизни… Они эти слова прочитали сразу, как обрели новые способности, а затем кому какое понравилось, пришлось по вкусу, то и выбрала каждая себе сама крыса в качестве имён. Изумительное волшебство! Необычный выбор, но такой понятный и объяснимый. В конце концов, это просто мило. Не зря же они пытаются и изобретают собственную письменность. Пусть пока посредством картинок, но всё же: чем не отличие разумного существа от неразумного? Я положительно оценил факт того, что Терри Пратчетт постарался наделить отдельных «паразитов» индивидуальными чертами: покашливание перед фразой одной самки, нерешительность и застенчивость другой, сомнение и спокойствие одного самца находит баланс в коллективе посредством разговора с пробивным и решительным другим, игривый и легкомысленный характер напарывается на серьёзного и вдумчивого товарища — всё это есть, этого не отнять.

«Истории — это просто истории. Жизнь достаточно сложна и без них. Для реального мира нужно строить планы. Фантазиям там просто нет места…»

Порой возникало раздражение от довольно частого на мой субъективный вкус применения переводчицей таких слов как «фыркнула», «взвизгнула» и пр. Не понравились «обязательные» в подобных книгах подтрунивания и подколки между подростками, порой просто неуместные. Неужели без этого ну никак нельзя обойтись? А «отношения» между ними… Нет у меня слов, нету. Или зацикленность некоторых персонажей на одной теме до такой степени, что от их очередных реплик уже начинало подташнивать, потому что понял я, автор, понял, что его или её это волнует, — зачем из раза в раз повторять одно и то же? Есть в книжке элементы детектива и ужасов, но атмосферы нагнетания и страха я не почувствовал, хотя писатель постоянно акцентировал на этом внимание. Главзлодей — про двух мелких жуликов я вообще лучше умолчу — совсем не страшный и не внушающий леденящей жути, ну не исход от него ощущение смертоносной опасности. Совершенно. Ни капельки. Ни капелюшечки. В отличие от, повторюсь, мультфильма. Слишком карикатурно и нереально, что ли, получилось. Решающая битва добра со злом показалась просто пшиком, напряжение отсутствует напрочь. Жаль. Если брать общие впечатления именно от книги, то роман удостаивается оценки между тройкой и тройкой с половинной. До четвёрки оценку дотянул замечательный мультфильм, который сгладил некоторые шероховатости восприятия текста, а также добавил красок дремавшему и не пылающему желанием просыпаться воображению. Спасибо автору за местами добротный лёгкий юмор, эпиграфы к главам, возвращающие в детство, и проговаривание истины в отношении котов, которую я уже знал и которая любому кошатнику никогда не будет в тягость. Верно, мой господин, моя госпожа? Простите, Терри, но запомню я данное произведение скорее по мультфильму, чем по книге. Увы.

«В наши дни все думают, кому не лень. А я думаю, больно много вы думаете, вот что я думаю. Когда я был помоложе, мы думать не думали, чтобы думать. Если сперва подумать, так до дела никогда не дойдет…»
картинка Rudolf
Danke für Ihre Aufmerksamkeit!
Mit freundlichen Grüßen
А.К.
картинка Rudolf

Книга прочитана в рамках 17-го тура игры «Пятилетку — в три тома!»

Комментарии


Мой главный любимчик в данной рецензируемой повести.

Одобряю))) книгу не читала, но всегда за кота)
А наличие совести у представителя кошачьих - и правда, странное дело...))
Но на книгу все же не потянуло. Историю про дудочника, по-моему, очень часто используют в разном антураже (от Нильса с гусями до книги про Вторую мировую), но как-то она мне никогда не нравилась(


Одобряю

Морис бы тоже без замешательства согласился с нами, обгладывая рыбный скелет. Ответил бы с лёгкой иронией, что иначе и быть не могло. )) Интересно: чей «жалостливый» взгляд перевесил бы — кота Мориса или крыски Персики? Скорее риторический вопрос. Но тем не менее…
Почти невообразимое! )) Может, она всё-таки есть. Просто спряталась глубоко. Очень глубоко в душе. ))
Вот убегающая в панике и поджав хвост с места «преступления» псина — это дело обыденное и в жизни и в книжке. А тут совесть у Кота! Куда катится мир? ))
Кажется, тебе больше подойдут его книги про Стражу или Смерть, например. Не про ведьмочек.
Почему? Что с ней не так для тебя?


Конечно, не могло, это же кот)) они всегда уверены в собственной неотразимости) и взгляд кошачий - это нечто, крыса тут не сравнится...

А тут совесть у Кота! Куда катится мир? ))

Это все тлетворное влияние разума)

тебе больше подойдут его книги про Стражу или Смерть, например

Не знаю, не уверена. Пока стороной обхожу)