Больше рецензий

7 апреля 2015 г. 16:50

2K

4.5

Путешествие по Бразилии в поисках индейцев

Признаюсь, что у меня абсолютно варварское отношение к этнографии и естествознанию. Мне кажется дикостью, когда учёные-натуралисты надевают ошейники со спутниковыми антеннами на животных ради удовлетворения собственного любопытства и получения новых знаний. Мне противно, когда этнографы без стеснения «селятся» в первобытной деревне с целью создания документальных фильмов для широкой публики, а заодно сбора экспонатов для музейных или частных коллекций. Мне кажется, что даже если учёный придерживается позиции невмешательства, самим фактом наблюдения он влияет на естественный процесс. И как бы «объективно» ни вёл себя наблюдатель в данной ситуации, само его присутствие оказывает воздействие на субъектов наблюдения и их жизнь.

Позиция Клода Леви-Строса в отношении познания природы куда более правильная и цивилизованная; он, может быть, и не разделяет в полной мере уверенности Гильберта «Wir müssen wissen. Wir werden wissen», но надеется: «исследователь знает, что главное потеряно и что все его усилия сведутся к тому, чтобы ковырять землю, и тем не менее вдруг встретиться какое-то указание, сохранившееся как чудо, и забрезжит свет?» Нет-нет, как учёный-этнограф Леви-Строс очень деликатен и внимателен, он сочувствует, если можно так сказать, первобытным народам. В «Печальных тропиках» он, в частности, пишет: «в то время как белые объявляли индейцев животными, вторые предполагали в первых небожителей. При равном невежестве последнее было, безусловно, более достойным людей». И тропики, по его мнению, печальны, поскольку цивилизация белых нанесла непоправимый урон первобытным племенам: уже во время его первой поездки в Бразилию в начале 1930-ых от поселений индейцев почти ничего не осталось. Алкоголь, эпидемии и Общество по защите индейцев практически полностью уничтожили коренное население Бразилии. Оставшиеся могут выжить только двумя способами: или ассимиляция, или превращение в «музей» для учёных (а позже, по-видимому, в аттракцион для туристов).

«Печальные тропики» написаны в форме путевого дневника, и как сказал сам автор, его книга не претендует на звание научного труда. «Она написана в довольно сложный период моей жизни, когда я думал, что уже не сделаю большую научную карьеру, и в таком случае, по крайней мере, могу позволить себе свободу писать о том, что рождалось у меня в голове». Возможно, поэтому «Печальные тропики» читаются как приключенческий роман: остроумно описанное «очаровательное путешествия на пароходе» из Корумбы в Куябу, яркие и познавательные рассказы об устройстве и быте индейских поселений, лирическое описание повседневной жизни серингейро – сборщиков каучука. Привлекает в книге и совершенно ненаучная эмоциональность автора: «когда же оказываешься лицом к лицу с живыми ещё традициями их общества, переживаешь столь сильное потрясение, что чувствуешь себя обескураженным: за какую нить надо ухватиться, чтобы распутать этот многоцветный клубок». Но возвращаясь к моему варварству: а может быть, это нить не клубка, а искусно связанного пончо, и потянув за неё, мы просто-напросто уничтожим связанный предмет, и никогда не восстановим? Да, альтернатива знанию – невежество, непроницаемая мгла, но в данной ситуации я не возьмусь утверждать, что первое - однозначно лучше.

P.S. Есть такой фильм, «Наверное боги сошли с ума». Я очень его люблю, пересматривала много раз, но что меня побудило однажды посмотреть «дополнительные материалы» к фильму? А там оказался документальный сюжет о «реальной» жизни племени бушменов и новой кинозвезды Нкъхау. Впечатление угнетающее. А ведь в фильме всё так красиво и естественно! Трагедия, когда «умные белые люди» приходят к первобытным народам дабы приобщить их к цивилизации, но трагедия вдвойне, когда они оттуда уходят...

Комментарии


Спасибо вам за рецензию, Ирина. Интересно, что как раз в эти минуты я читаю книгу "Натуралист на мушке" Даррелла, в которой он показывает разнообразный мир природы, и заставляет меня задуматься о ценности таких его представителей, о которых я вообще в своей жизни ничего не слышала.
Что касается этнографов и антропологов, не уверена, что я абсолютно с вами согласна, поскольку на мой взгляд, для "цивилизованных" людей крайне полезно понимать, чего они лишены, "благодаря" своей цивилизации, и что в жизни человека действительно является важным. Но жаль, что вот на такие выводы мало кто казывается способен. И большинство людей просто "удовлетворяет свое любопытство", не задумываясь о смысле узнанного.
А вот то, что социальная реабилитация в таких случаях - жизненно необходима, я понимаю еще с детства, когда узнала продолжение истории Лыковых. :(


Да, этические проблемы этнографических исследований - вопрос сложный, и единых правил поведения и общего подхода тут не существует. На мой взгляд уже хорошо, когда исследователь как минимум задумывается о проблемах этики.


Кстати, фильм "Наверное, боги сошли с ума" (обе части) - очень люблю. Как раз за то, что он заставляет другим взглядом увидеть смыслы и цели жизни белого человека. И теперь буду очень бояться документального его сопровождения.


:)
бояться не стоит, возможно, я просто "привередничаю"
мне показалось, что белые люди, пытаясь улучшить жизнь бушменов (на основе своих представлений о "хорошей" жизни), забрали у племени нечто бесценное, а взамен дали немного ширпотреба - европейская одежда, орудия труда, обязательное начальное образование