23 ноября 2010 г. 23:14
2K
5
Кусочек сыра за быстрое прохождение
К написанию рецензии на этот роман я собираюсь, как к восхождению на высокую горную вершину, — тщательно и основательно. Потому что штурмуется не просто хороший роман, не просто шедевр, а настоящее гениальное произведение. Писать о нём можно много и долго, но я не буду углубляться в дебри, интересные филологам и литературоведам, расскажу только о своём читательском погружении.
Умберто Эко в "Заметках на полях..." прекрасно объяснил, откуда у романа такое, казалось бы, не связанное с текстом название. "Роза" — слово, у которого столько символов, что его значение размылось. Повторяюсь, не буду лезть в дебри, интересные филологам и литературоведам. Для широкого читателя такое название значит только — "Поиграй со мной". Умберто Эко предлагает читателю поиграть, всего лишь. "Роза" — такая же дразнилка, как "Выпей меня" на бутылочке в руке у Алисы. Игра предстоит нелёгкая, сам Эко безумно радуется, что первая сотня страниц отсеивает большую часть читателей. Впрочем, не буду это пересказывать лишний раз. Возьмите издание с "Заметками на полях...", лучше автора всё равно никто ничего не скажет, хоть он и будет всё время отнекиваться, что автору не пристало говорить о собственной книге. "Заметки на полях "Имени розы"" Умберто Эко и "Выход из лабиринта" Юрия Лотмана прольют свет даже на самые непонятные места романа. Если будете приобретать себе издание "Имени розы", то посмотрите, чтобы эти два небольших дополнения были включены в увесистый томик.
Отдышалась... Начинаю восхождение.
"Имя розы" я читала несколько раз, и каждый раз возникало ощущение, что я читаю совершенно другую книгу. Книга-игра, головоломка, которая всё время поворачивается к тебе другим боком. Настоящий лабиринт.
Самый первый раз "Имя розы" я прочитала ещё в школе, даже не в старшей, а, наверное, классе в девятом. Не буду лукавить, большую часть книги я тогда не то что не поняла, но даже не восприняла. Но я читала этот роман как детективный, поэтому упорно пропускала непонятные и скучные места (все исторические, богословские и описательные гигантские абзацы) и с упорством слепца в лабиринте ползла вперёд, наслаждаясь чистой воды интересным сюжетом — вот трупы, вот следователь, вот странный способ убийства, вот антураж. Красота! Эко упоминает читателя, который сказал ему, что все слишком сложные места он воспринимал как тупики и части лабиринта, которые только разжигали интерес. Наверное, так было и со мной. Побыстрее узнать, что же случилось в этом "аббатстве преступлений" и накажут ли виновного. Вильгельм Баскервильский и Адсон — разве не смешная пародия? И знаменитая у многих народов история про нахождение коня, которого сыщик и в глаза не видел. Да, Эко знает, чем зацепить неискушённого читателя. Детектив вышел странный. Убийств всё больше и больше, сыщик оказывается неправ, а в конце добро не торжествует, да и зло не торжествует тоже. Но от этой непохожести книга кажется ещё прекраснее. А забавные описания, к примеру, "любовной болезни" Адсона? Это же животики можно надорвать! "Сначала, говорилось у ученого, влюбленные меняются в лице, у них ослабевает зрение, глаза впадают и высыхают, язык понемногу усеивается трещинами и гнойниками, все тело становится заскорузлым и любовники постоянно мучаются от жажды; поэтому они провождают жизнь лежа ничком, и на голове и на верхней части ляжек появляются отметины как бы в виде собачьих укусов, и кончается все это тем, что глубокой ночью любовники начинают выходить на кладбища, как вурдалаки". Идешь ночью по кладбищу... Кругом заскорузлые влюбленные подвывают... Романтика! Ух! Ну и что, что там какие-то исторические непонятные события... Хочу ещё Эко! Где там "Маятник Фуко"?
Второй раз за "Имя розы" я взялась уже в университете. Багаж знаний значительно пополнился, поэтому роман больше всего воспринимался как исторический. Знакомые имена, знакомые сюжеты... Два престола, еретики, инквизиция, борьба церкви и императора, спор францисканцев и бенедиктинцев о том, должна ли церковь быть бедной или богатой... Потрясающе. Атмосфера полного погружения. И даже несмотря на то, что моя любовь к историческим романам не слишком велика, роман вновь прочитался "на ура".
И вот третье прочтение романа. Не знаю даже, как обозвать его с того ракурса, который интересовал меня в этот раз. Философский? Религиозный или теологический? Психологический, что ли? Больше всего меня интересовала причина конфликта Хорхе и остального мира. Конечно, поверхностно я рассматривала это ещё в универе, но именно сейчас захотелось подумать об этом поглубже. Хорхе поступает так с людьми не из-за жестокости или жадности до знаний. Он искренне верит, что несёт своими действиями добро. Хорхе — Порядок с большой буквы, хранитель традиций, поэтому вопрос "Смеялся ли Иисус Христос?" для него очень важен и имеет однозначный отрицательный ответ. Бог Хорхе не допускает смеха или любого проявления веселья. При этом Хорхе, как он неоднократно упоминает, очень уважает Вильгельма. Но Вильгельм — носитель новых идей, реформатор, приверженец хаоса. Поэтому он и противостоит слепому библиотекарю. Очень сильно напоминает конфликт из "Моцарта и Сальери" Пушкина. Насколько вы помните, Сальери там убивает Моцарта не из зависти, он искренне любит его. Но он верен строгому храму искусства и вынужден убить Моцарта, чтобы тот не попрал его многолетние традиции своим новаторством. Защитники, фанатики... Очень интересная тема для размышлений.
Трижды я проходила по лабиринту Эко и каждый раз находила новый выход. Любопытно, куда он заведёт меня в следующий раз, через несколько лет?
Комментарии
Я ещё и медаль выпрошу шоколадную. Это единственная цель, для которой я читаю книги — Орден Мужества)))
Да-да. Пушкин писал сложным пятистопным ямбом, а жена ему всё равно изменяла. Размер не имеет значения)
Просто не очень уловила разницу между этой рецензией и остальными. Я их все одинаково пишу, мне так кажется. Не могу даже перечитать потом и постоянно дурацкие ошибки и повторы делаю.
Спасибо большое за кусочек сыра и отсутствие мышеловки! У меня с этим романом роман наоборот получился. Я увлёкся схоластикой. А что такое схоластика? Это, в основном, спор реалистов, номиналистов и концептуалистов и результаты. Из этого спора рождались науки, национальные литературы, направления в искусстве... И Эко это с великолепно вылепленной точностью изобразил. + конечно замечательный сюжет, интрига, детективная составляющая.