Больше рецензий

31 августа 2017 г. 19:32

1K

4

В этой работе Стивена Гиллигена я вижу одновременно и достоинства, и недостатки. Важнейшее её достоинство состоит в том, что автор описывает реальную категорию состояний, названных им генеративными трансами. Это такой тип творческого трансового состояния, в котором ясность сознательного разума сохраняется, тогда как при этом различным содержимым и позитивным влияниям бессознательного позволяется проникать в осознавание. Гиллиген, на мой взгляд, даёт хорошие рекомендации по формированию таких состояний и множество практических советов по работе с ними. Очень полезны предисловие и отзывы о книге, в них даются хорошие и ёмкие формулировки этого явления. Мне лично показались особенно полезными и интересными главы 1–2 и главы 7–8. Ещё из достоинств книги: читается она легко и быстро.

Важным моментом является то, что эта книга явно подхватывает и развивает многие из идей трансперсональной психологии, наработки которой слишком часто оказываются незаслуженно забыты. По сути, концепция генеративного транса — это подход, движущийся в направлении трансперсональных состояний, однако всё же пока что не доходящий до них (но с проблесками таких озарений). Сам Гиллиген всюду об этом пишет и явно вдохновлён этим, ссылаясь в том числе и на буддийские идеи.

Тогда как феномен конструктивных и творческих явлений, называемых Гиллигеном «генеративными состояниями», действительно существует, не могу не выразить и каких-то критических замечаний. В книге Гиллиген, к сожалению, представляет излишне упрощённую модель сознания. Невзирая на то, что он в одном месте ссылается на «Краткую историю всего» Кена Уилбера, увы, в книге он никак не касается того факта, весьма ясно обсуждаемого Уилбером, что сознание человека содержит в себе множество уровней (гораздо больше, чем он выделяет: он выделяет примитивный уровень, уровень эго и генеративный уровень, тогда как в действительности сознание имеет в себе гораздо больше уровней, реально проявляющихся в клиентах и терапевтах — в каждом из нас); более того, эти уровни формируются в процессе постадийного развития на протяжении жизни.

В нынешнем виде концепция генеративного транса слишком напоминает романтические воззрения — довольно чётко раскритикованные Уилбером — о том, что достаточно лишь одного шага для преображения (трансформации) сознания. В ретроромантизме речь о возвращении в райское состояние; в случае с генеративным трансом — это шаг по интеграции эго («самосознание без целостности») с примитивным уровнем («целостность без самосознания»), выход на метауровень по отношению к ним — к «осознанию себя внутри дифференцированной целостности». Автор соотносит это с интеграцией левого («эго») и правого (примитивный уровень) полушарий. Когда то и другое «объединяются в трансе», возникает генеративный уровень.

Сколь бы ни была симпатична эта упрощённая схема, она, однако, не отражает всей полноты и сложности того, что уже известно о динамике человеческого сознания (включающей, согласно интегральному подходу, вертикальные уровни-стадии и горизонтальные состояния присутствия). Можно подумать, что книга является популярной и практичной, поэтому не вдаётся в такие теоретические нюансы, однако возразить на это можно следующим образом: эти нюансы имеют крайнее практическое значение (не только трансы как особые состояния формируют свои реальности, но и разные уровни сознания, обнаруженные выдающимися исследователями психического развития человека, являются структурами, вмещающими в себя обширные реальности — радикально отличающиеся друг от друга миропространства); более того, в книге нигде не делается отсылок на существование более нюансированных и по-настоящему целостных взглядов на психику и сознание (такой взгляд можно найти в «Интегральной психологии» Уилбера).

Сама идея генеративного транса, основывающегося на взаимодействии и чутком уважении к природе и реальности каждого из участников диалога (а не на односторонней индукции состояний), коренится во вполне определённой и довольно высокой структуре-стадии развития сознания (как минимум, плюралистической). Это по-настоящему высокая идея, которую на более ранних стадиях развития самосознания будут интерпретировать по-своему, иначе, проще, редуцированно.

Из моих личных, субъективных предпочтений: Гиллиген совершает, на мой взгляд, типичный неудачный шаг, пользуясь терминами из квантовой физики для метафорического обозначения феноменологических реалий («квантовый мир творческого бессознательного»). На мой взгляд, лучше оставлять физические концепции для реалий третьего лица, а при работе с феноменологическими реальностями непосредственных переживаний развивать феноменологические метафоры. Пагубность использования физических концепций для психологических и метафизических реалий объясняется тем же Уилбером в книге «Очи познания».

Есть некоторые недочёты у русского издания. Перевод, в целом, выполнен явно уважительно к авторскому тексту, однако те идеи, переживания и состояния, которые Гиллиген описывает, довольно новы для русскоязычной ноосферы. Поэтому иногда переводчик, на мой взгляд, выбирает не вполне удачные варианты. Например, когда Гиллиген говорит в книге о «тонком поле осознания», он на самом деле говорит о subtle field of awareness, где под awareness подразумевается не когнитивное и дискретное осознание чего-то, а континуально-непрерывное поле осознавания. (См. современные, более верные переводы трудов по гештальт-терапии, где важнейшее для Перлза понятие awareness переводится как «осознавание», а не «осознание» или «осознанность».) Awareness вообще может одновременно проявляться и как осознавание (или процесс сознательного восприятия чего-то на основе внеконцептуального присутствия), и как сознавание (или просто поле чистой субъективности — чистой неконцептуальной субъектности, незамутнённого зеркала светозарного присутствия, лежащего, согласно индо-тибетским созерцательным традициям, в основе всего субъективного психического опыта). На самом деле, в начале книги Гиллиген, при описании «подлинного разума» чистого сознания обращается к красивейшим феноменологическим образам, заимствованным из тибетско-буддийской йоги. Он говорит о светоносности, лучезарности свободного от содержаний поля недвойственного сознавания. Сохранение связи с этим измерением чистого сознавания, согласно Гиллигену, позволяет придать работе с трансовыми состояниями качество ясности и мудрости, непоколебимого присутствия — и со-присутствия. Это движение в направлении трансперсонализма и действительно непростое место для перевода, поскольку необходимо знакомство с этими понятиями.

В принципе, книгу можно было бы разбирать и пересобирать предложенную в ней концепцию с более интегральных позиций. Но в рамках данного отзыва я не хотел бы на этом останавливаться. Не время, не место, не тот контекст. Более того, сама концепция генеративного транса является рабочей и сильной; Гиллиген действительно присоединился к когорте тех исследователей-практиков, кто нащупал принципиальную воспроизводимость этих высоких состояний сознания (всё более и более тонких и приближающихся к фундаментальным категориям феноменологического сознания). Я всецело согласен с его видением трансовой и вообще психологической работы как кооперативной, творческой и интегрирующей сознательное с бессознательным (а не выбирающей какую-то одну крайность-полярность). Это важный дар нашему миру, спасибо Гиллигену за него. Замечательно, что книга издана на русском языке.

(3,5 из 5.)

Источник