Больше рецензий

Ullen

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 марта 2018 г. 18:18

388

4 В пустыне, где царственный Нил купает ступени могил…

Когда идешь по пустыне, пусть даже недолго, пусть недалеко от современной цивилизации, чувствуешь азартную жажду раскопок, познания и искусствоведческого любопытства. Смотришь на песок и размышляешь, а что там, под ним, в глубине. Ценные сокровища, гробницы, закопанные статуи с «живыми» инкрустированными глазами, занесенные тоннами песка храмы, монументы, саркофаги, ларцы, иероглифы и росписи, росписи, росписи… А что же там в глубине, мы немного знаем по вывезенным артефактам в европейских музеях и, конечно, по коллекции Каирского музея в том числе. Ничегошеньки не помню из экскурсионной прогулки галопом по его залам, кроме зала Тутанхамона и транспортных средств фараона, посему книга весьма полезна. Однако при хороших иллюстрациях можно только посетовать на ограниченность информации, это общий недостаток всей серии. К тому же есть досадные смысловые несоответствия: фламинго называют страусами, грифов – коршунами, есть ошибки и в числах, и орфографические в названиях и именах. Тем не менее и из этого краткого текста можно узнать много нового. Для меня ценность этих предметов в наглядном отражении жизни их обладателей, как они выглядели, как одевались, из чего ели-пили, я любознательна именно в бытовом плане.
Лично меня впечатлило изысканное качество всех изделий, особенно из металла. Голова сокола с выразительными глазами из обсидиана, декоративные узоры из стекловидного шпата, конечно же, золотая маска Тутанхамона, все производит реалистичное впечатление и во многом из-за индивидуализации статуй и изображений. Особенно поэтичной мне показалась сцена на золотом троне, где жена фараона Анхесенамон втирает благовонное масло в предплечье Тутанхамона. Как проникновенно они друг на друга смотрят! Удивительно правдоподобно передано ощущение любви и нежности. Менее известная супружеская чета жреца-карлика с женой тоже очень лирична, в объятии женщины чувствуется теплота и ласка. Женские лики весьма разнообразны, но мужские образы показались мне более харизматичными и интересными. А уж какие они были при жизни на самом деле, можно только гадать.
Статуи действительно неповторимы, авторы старались придать портретность их облику. Например, ведущая исторической передачи даже увидела в одной из росписей египетского «Кларка Гейбла». При раскопках одна деревянная статуэтка жреца получила название «Сельский староста», поскольку рабочие были поражены сходством археологической находки с их деревенским старостой. Многие лица обладают притягательной красотой, удлиненный разрез глаз, чувственные губы. С длинными черепами у аристократов только что-то неладное. Возможно, художественное преувеличение, а возможно, деформация черепа и в самом деле производилась в те времена. Судить по изображениям, например, о волосах или цвете кожи, затруднительно, поскольку большинство либо в париках, либо лысые, а цвет кожи традиционно изображался охристо-коричневым у мужчин и светлым у женщин. Зато по деталям можно составить представление об одежде или украшениях, предметах быта.
Резюмируя, можно обобщить, что книга увлекает, но не дает подробной информации, побуждает к дальнейшему изучению и дает возможность полюбоваться на прекрасные иллюстрации. Будем надеяться, что Каирский музей оправится от последствий «арабской весны» и мародерства и все-таки обретет свое новое строящееся здание.
картинка Ullen