Больше рецензий

Tarakosha

Эксперт

Субъективная попытка объективности

3 июля 2018 г. 16:28

4K

3.5 Петербургские литературные байки

По ходу чтения мемуаров мне, как и их автору Ирине Одоевцевой хотелось восторженно крикнуть: прэлестно, просто прэлестно...)) И далее на той-же ноте продолжить с упоением читать про атмосфэру Петербурга 20-хх годов прошлого века. Восторженными глазами взирать на Николая Гумилева , при случае не забывать упомянуть, что была его лучшей ученицей.
А потом уже в статусе поэтессы рассказывать и о других участниках того круга избранных, состоящий сплошь из великих имен: О. Мандельштам , А. Ахматова , К. Чуковский , Ф. Сологуб , загадочная фигура Александра Блока ...

Первые строки мемуаров просто бальзам на душу: автор сразу говорит о том, что книга не повод рассказать о себе, а так сказать сохранить для потомков истории о тех, с кем была знакома, общалась, пересекалась в связи с общими литературными интересами. Только поэты, Петербург и время. Никакой предвзятости и перетягивания одеяла на себя. Ну как тут не порадоваться ?

Дальнейшее повествование, рассказывающее о первых шагах на литературном поприще, учеба в школе "Живое слово", где Николай Гумилев преподавал азы мастерства наряду с Кони и Лозинским вольнослушателям, знакомство и общение с учителем только укрепляли в мысли, что свежо, интересно и лишено кокетства, порой даже невольного, так свойственного большинству авторов женского пола.

Изюм из академических пайков, опасность лишиться котиковой шубки по пути с учебы домой, заваривание сушеной моркови, упоминание о том, что Петербург пока еще более менее может дышать свободно, его жителей не уплотняют бесконечно -давали пусть незначительные, но все-таки моменты, могущие почувствовать дыхание того времени, его пульс и ритм.

И вот ты читаешь, читаешь, страницы летят и в какой-то отнюдь не самый лучший момент бесконечная восторженность сначала настораживает, а потом начинает утомлять. Восторги, прорывающееся придыхание от переполняемых рассказчицу эмоций....При этом временных маркеров становится все меньше, они словно растворяются в потоке самых разнообразных историй, которые не всегда значимы важны и могут быть интересны для ощущения того времени или понимания человека, как поэта.

В конечном итоге складывается ощущение каких-то бесконечных историй, где главную роль играют известные лица, но при этом они совершенно не имеют отношения ни к творческому процессу, ни к жизни в то время. Простые перечисления, упоминания забавных моментов, особенно связанных с О. Мандельштамом , очередная история про одного, про другого, даже философские размышления Н. Гумилева тают с каждой страницей.

По сути, воспоминания напоминают сборник самых разнообразных историй без анализа и собственного отношения к происходящему. Все хорошо, добротно, порой излишне мелочно и подробно, но не трогает и не запоминается.

Нон-фикшн 2018. Тур 55
Вика SantelliBungeys , спасибо за компанию и жду твоих впечатлений

Комментарии


Шустро ты разделалась с прэлестными историями) даже Вику опередила.


А ты Бальзака будешь сравнивать? Очень интересно))


Да, есть у меня такой коварный план


Может я тебя и догоню, но не обещаю))


начинаю дня через два


Ну посмотрим) я Стрелка завтра точно дочитаю.


завтра и дашь знать окончательное решение) ты видела какая она кирпичик?


400 страниц? Не ожидала, если честно. Впрочем Моруа был тщательнее;)


Он же почти все переписку в книгу включил


Мы нашли ещё одну жертву) теперь за ним будем подглядывать;)


даже Вику опередила.

честно говоря, не очень поняла это замечание в очередной раз)


А я только начала, но ахи уже услышала))


понятно) и как тебе ?


У меня такое чувство , что из неё ничего не получилось....


ты там на каком этапе ? и видела, Кинг не впечатлил ?


Да я ещё в начале самом)
Со Стрелком проблема(( втянулась только в самом конце. Такое странное впечатление - отрывки из непонятно чего, ни начала, ни конца...


Восторга тоже должно быть в меру?)))


когда чужие восторги, стопудово))


завииисть))) гы)))


нехорошее чувство)))


скорее всего -да)) я конечно, понимаю, что ей на тот момент было лет двадцать максимум, но слишком сильные эмоции порой утомляют)


Понятно))


а тебя саму бурные эмоции не всегда по делу не утомляют ?)


Зависит от ситуации) Я всегда вспоминаю свою школьную подружку, которая мне звонила и говорила, я к тебе сейчас приду и расскажу, а по телефону не могу, мне надо ручками всплескивать)))))


Просто сложно судить, самой не читав)


угу)

но меня порой и в жизни утомляют излишне эмоциональные люди. Зачастую не всегда искренне выходит)


))

Потому и говорю, завивист от обстоятельств, по-разному бывает)


конечно))


и прэлестное может надоесть))


ну да)) сладкого тоже в меру и горького не до слез)


потому я люблю - кислосладкое)))


нашла выход)))


Для меня Одоевцева - полный и окончательный символ эмигрантов первой волны. И восторженности, и ограниченности. Вернее, я делю их так - предеволюцию возглавляет Гумилёв (кстати, у акмеизма нулевые отличительные черты, хотя в манифесте пафоса. пафоса...), самиздат - Ахматова, так как с неё Бродский и компания стали выпускать первые самиздатовские журналы, эмигранты - "любимая ученица" Одоевцева. Из-за того, что была женой Иванова ("Зелёная лампа") и потому, что постоянно играла в главную эмигантскую игру "мы бедные-несчастные, а вокруг бездуховщина". При этом её саму с мужем содержал папенька и по эмигрантским меркам она вообще была миллионершей.


полный и окончательный символ эмигрантов первой волны. И восторженности, и ограниченности.

ну значит тут мы, Энджи, сходимся ?)


Думаю, вполне)
Правда, я читала только её рассказы и воспоминаний о ней, но представление о характере составила))


и воспоминаний о ней,

а в чьих воспоминаниях она фигурирует ? можно ссылку, если что ?)


Боюсь, не получится. Я читала предисловия к её сочинениям и Википедию.


тоже неплохо...для начала)))