Больше рецензий

dirty_johnny

Эксперт

Наибанальнейший графоман

10 августа 2018 г. 23:45

4K

4 Отлично для своего времени - 50% отличных практических рекомендаций, 30% чуши и 20% спорных тезисов

В одном из моих любимых фильмов Wall street 1987 года, с Чарли Шином и Майклом Дугласом, последний, играя мошенника Гордона Гекко, учит молодого брокера, которого играет Шин: «Every battle is won before it’s ever fought», - и ссылается на книгу «Искусство войны» Сунь Цзы. Разве можно пройти мимо такого?

В книге примерно 50% отличных мыслей, которые реально можно и нужно применять при планировании или ведении военных конфликтов (говорю это как любитель военных симуляторов, стратегий, истории военных конфликтов), 30% алогичной чуши а-ля дзен-буддизм и еще 20% довольно сомнительных, спорных тезисов. Учитывая время написания (составления) книги – очень круто.

Дальше...

Отличное – уже упомянутое выше правило «каждый бой выигран еще до того, как произошел» (считай ресурсы/ возможности резервов/ навыки и т.д. и т.п. каждой стороны конфликта и тебе будет понятен результат заранее); «избегай сильного противника»; победить со 100% вероятностью нельзя; используй дезинформацию, двойных агентов и т.д. и т.п. – как и в примере с фильмом, можно использовать эти правила в любом из конфликтов, не только военных.

Алогичная мусорная хрень: «Удар войска подобен тому, как если бы ударили камнем по яйцу: это есть полнота и пустота». В чем смысл этого бреда?

Ну и спорные вещи, например, такие: «Когда обороняются, значит есть в чем-то недостаток; когда нападают, значит есть все в избытке», - с чего вдруг? Скорее наоборот, нападают тогда, когда нужны ресурсы – какой смысл нападать, если ресурсов в избытке?

Или, например, это: «Сунь-цзы сказал: управлять массами все равно, что управлять немногими: дело в частях и в числе», - тоже ерунда. Управление массами и несколькими людьми требует разных подходов. Несколькими людьми можно управлять лично, тысячей людей уже лично не сможешь управлять – нужно правильно делегировать управление – это требует уже совсем других умений.

Не жалею, что потратил на книгу время. Стоит потраченного времени.

Комментарии


"«Когда обороняются, значит есть в чем-то недостаток; когда нападают, значит есть все в избытке», - с чего вдруг? Скорее наоборот, нападают тогда, когда нужны ресурсы – какой смысл нападать, если ресурсов в избытке?"

В данном случае имеется в виду не глобальный недостаток или избыток, а локальный. Нападать без локального избытка - самоубийство.


Давайте не будет додумывать за автора.

И потом - истории известны примеры, когда меньшее по численности и/ или хуже снабжаемое

войско выигрывало сражение.


Конечно же, это только моё понимание слов автора.

"И потом - истории известны примеры, когда меньшее по численности и/ или хуже снабжаемое
войско выигрывало сражение."

Сунь-Цзы учит побеждать не один раз, а "тысячу раз сражаться и тысячу раз победить".

Если существует два варианта прочтения одной фразы, должны ли мы приписывать автору тот вариант, который меньше противоречит нашему жизненному опыту?


Если существует два варианта прочтения одной фразы, должны ли мы приписывать автору тот вариант, который меньше противоречит нашему жизненному опыту?


Вы владеете китайским? Читали в оригинале? Откуда взялось два варианта прочтения одной фразы? По-моему, второй вариант вы домыслили за автора.

Вы же не пытаетесь интерпретировать фразу "каждая битва выиграна еще до начала" иначе, чем говорится прямым текстом. Она хорошо укладывается в логику.

Почему же вдруг фраза про ресурсы вызвала в вашем воображении иную трактовку? Что вас смущает?
Сунь Тзы - человек. Человеку свойственно ошибаться. Человек может гениально варить борщ, но при этом быть не способным разрубить чурку топором.

С чего конкретно вы взяли, что во фрагменте про ресурсы говорится о локальном или нелокальном уровне?
На чем основано данное предположение? Если бы эта фраза была во главе "локальные войны" или "битвы на небольшой местности" - понятно. Но там этого нет.

Там, кстати, еще довольно много алогичной бессмыслицы. Что-то про удар яйцом по камню или что-то вроде - не помню уже. Бред чистой воды. Восток и Китай, в частности, весьма своеобразен.


Китайским, к сожалению, не владею.

У нас есть фраза на русском. Оставим пока вопрос на сколько точно она соответствует китайскому оригиналу в стороне. Можно ее рассматривать применительно к тактике или к стратегии. В случае стратегии: у страны есть выбор нападать или не нападать. То есть говорить об обороне в этом случае бессмысленно. А вот если рассматривать фразу как тактическое наставление, то и оборона и нападение во фразе обретают смысл. Вот и получается, что с точки зрения стратегии эта фраза - бред, а с точки зрения тактики - осмысленный совет.

Там, кстати, еще довольно много алогичной бессмыслицы. Что-то про удар яйцом по камню или что-то вроде - не помню уже. Бред чистой воды. Восток и Китай, в частности, весьма своеобразен.


В отличии от западного подхода, Сунь-Цзы даже не думал пытаться дать полное описание теории войны. Он лишь наметил какие-то критичные моменты этого общего знания, а целое каждый читатель должен был достроить сам основываясь на своих опыте и предпочтениях. Даже более того, думаю, он специально писал так, чтобы эта книга была бесполезной, попади она не в те руки.


В случае стратегии: у страны есть выбор нападать или не нападать.

Напоминает анекдот про блондинку: "Какова вероятность, что из-за угла выйдет динозавр? 50/50 - ответ блондинки. либо выйдет, либо нет.
У страны куча вариантов. В принципе не думать о нападении вообще. Жить своей жизнью. Вам не приходило такое в голову?.

Вы непоследовательны в своих рассуждениях.
Говорю это как наблюдатель со стороны.

Если отойти от прямой трактовки текста, то будет не 2, а n трактовок. Простейший пример.
Вы играете в танковую стратегию на ПК. У вас 100 танков. У вас танков в избытке.

У противника 4 зенитки flak88 и проход к нему закрыт узкой дорогой, которая идет вверх на стены оврага. У противника кроме зениток - несколько средних танков.

Если вы на него пойдете - у вас нет шансов. flak пробивает броню ваших танков с одного выстрела. вы начнете атаку - первые 10 танков встанут на дороге в первые несколько минут. если у вас не хватит ума их отвести - потеряете 20-30 процентов сразу там же. если предпримите вторую и третью попытку - тот же итог. если попробуете обойти их обойти по тропинкам снайперами - противник не дурак - он эти тропинки также держит под прицелом. Итого, у вас больше ресурсов, но вы проигрываете.

Сунь-Цзы даже не думал

Остановитесь на этом самом моменте и задумайтесь. Откуда вы, конкретно вы знаете, что думал или не думал Сунь-Цзы. Вы с ним были лично знакомы?

Даже более того, думаю, он специально писал так, чтобы эта книга была бесполезной, попади она не в те руки.

В этом нет никакой логики от слова совсем. Что значит не в те руки? А остальной текст, который читается логичным при прямом прочтении, без фантазий - тоже инверсия?
Ну бред же.


У страны куча вариантов. В принципе не думать о нападении вообще. Жить своей жизнью. Вам не приходило такое в голову?.


А чем этот вариант отличается от "не нападать"?

Итого, у вас больше ресурсов, но вы проигрываете.


Там не просто больше ресурсов, а "все в избытке". В вашем же примере однозначно нет ресурсов для решения.

Что значит не в те руки? А остальной текст, который читается логичным при прямом прочтении, без фантазий - тоже инверсия?
Ну бред же.


Например, в руки не китайца. Вот вы прочитали книгу, вы чувствуете в себе готовность хотя бы просто руководить армией? Я уж не говорю про гарантию победы в ста случаях из ста. Я вот в себе такой уверенности не чувствую.


А чем этот вариант отличается от "не нападать"?

есть 0, 1, а есть -1.

Я вот в себе такой уверенности не чувствую.

еще одна из наиболее распространенных людских ошибок - экстраполировать свое мироощущение на мышление других людей.

все люди разные. ваше ощущение - лишь одно из n.


Вот вы прочитали книгу, вы чувствуете в себе готовность хотя бы просто руководить армией?

легко. хоть сейчас. не блеф и не позирование. государством готов руководить. благо есть опыт разных работ и много лет в багаже.


есть 0, 1, а есть -1.


нападать=1, не нападать=0, -1=? Сдаться? Перестать существовать?

еще одна из наиболее распространенных людских ошибок - экстраполировать свое мироощущение на мышление других людей.

все люди разные. ваше ощущение - лишь одно из n.



Никакой экстраполяции здесь не делал. Было только предположение и тот факт, в котором я точно уверен. Никаких выводов из этого я не делал.

легко. хоть сейчас. не блеф и не позирование. государством готов руководить. благо есть опыт разных работ и много лет в багаже.


Думаю, ваша готовность возникла не в результате прочтения обсуждаемого трактата.


есть двоичная логика, есть троичная.

выбоина, дорога, бордюр как пример -1, 0, 1.

можно в принципе не рассматривать войну как способ существования - островные государства,

отрезанные широкими проливами от материков. племя может просто не знать, что существует

внешний враг.

соответственно, если принять состояние готовности к войне и готовности к нападению 1 или к

отражению нападения 0, то существование вне контекста войны с внешним соседом, можно

рассматривать как - 1. т.е. в принципе нет представления о войне и нет готовности нападать или

защищаться.

Безусловно, раз книгу я читал год назад, сейчас я в принципе никакими ощущениями с ней не связан.

Вы задали вопрос, который читался как "раз у меня не возникло, маловероятно, что и у других

возникло". Что и было принято за обобщение. Если вы не имели этого в виду, то ок - читалось, во

всяком случае, так.


Что такое "троичная" логика понятно. Остается вопрос о ее сводимости к "двоичной".
Например, островное государство с точки зрения стороннего наблюдателя будет либо готово к войне, либо нет. В этой логике, чтобы быть не сводимой к "двоичной", -1 должно быть нежелание вообще защищаться. Не исключаю другие возможности, но незнание о врагах делает страну просто неготовой к войне.


Я потерял нить ваших рассуждений.