Больше историй

11 марта 2017 г. 15:55

813

Как бабочка, тёплой тенью касаясь руки, улетает в ночь, уставляя на ней похожую на новое созвездие пыльцу, так и книга Набокова, большим мотыльком выпорхнула из моих рук, замерев на стене, сложив крылья и оставив во мне лёгкую пыльцу мыслей и слов.

Я наверняка знаю, что вернусь в Россию, во-первых, потому что увёз с собой от неё ключи, а во-вторых, потому что... через 100, 200 лет буду жить там в своих книгах.


Душа Набокова вернулась в Россию, и словно бабочка из стихотворения Бунина, заметалась по голубому потолку многих домов, где его любили и ждали.

Название роману дала строка из самого "Дара":"Благодарю тебя, Россия, за чистый и крылатый дар..." Главный герой, поэт, спрашивает себя, сочиняя стих : откуда тут взялся этот "римлянин" : икры, латы...
Быть может, это был бессознательный образ того самого пушкинского бедного рыцаря, с именем Марии на устах, щите и в сердце. Рыцари остались в прошлом, но их сменили рыцари духа - поэты. Мария - дно из имён России.
И не случайно Набоков в одном из своих романов, назвал Дар - Подарком отчизне.

Роман начинается 1 апреля. Это не столько дань Гоголю ( а начало мёртвых душ и дара - перекликаются, не говоря уже о 3 части романа, посвящённой Гоголю), сколько отсылка к роману "Отчаяние", мрачно завершившегося как раз 1 апреля. Т.е. тут противопоставление лжехудожника - художнику подлинному.

Почему о героя имя "Фёдор Годунов-Чердынцев"? Хотя, в одном эпизоде романа, критик называет его Борисом, т.е. отсылка и к Борису Пастернаку, чей поэтический дар восхищал Набокова, да и жена у Пастернака была как раз Зина, как возлюбленная у героя Дара, и отсылка к Борису Поплавскому, замечательному поэту эмиграции, покончившего с собой ( самоубийство было, но его друга, "прихватившего" с собой и Поплавского), правда, Поплавского более явно символизировал другой печальный персонаж : двойник героя романа - Яша Чернышевский, покончивший с собой вместе с друзьями.

Примечательна в романе и тема Гамлета ( полный спектр образов : от одиночества и отечества, до смерти Зины во втором, ненаписанном томе романа. Быть может, она тоже сошла бы с ума. Что-то сошло бы с ума и в судьбе главного героя.) Яша видит призрак своего отца, которого видит и Фёдор ( отечество-отец).

Годунов - явная отсылка у Пушкину. Чернышевский - сослан царём, которого он сам хотел свергнуть. Фёдор - "сослан" в эмиграцию наследниками Чернышевского. Годунов - вечная тема лжецарей, лжепоэтов, лжецарства, и трагедия "царствования". Покончившие с собой "мальчики" - годуновские ( а в некотором смысле, и карамазовские) - "мальчики кровавые в глазах".
Кроме того, у Бориса Годунова, как и у Набокова, род ведётся от татарского князька.

И самое главное : почему Набоков дал главному герою имя самого "любимого" им писателя - Достоевского?
Дар - этот закатный, последний из русскоязычных романов Набокова, подразумевающий продолжение, до странности похож на последний, самый пушкинский из романов Достоевского - "Братья Карамазовы". Символично, что одна из глав Дара о Чернышевском, соотносится с Легендой о Великом инквизиторе.

Герой Дара скажет : "Но даже Достоевский всегда как-то напоминает комнату, в которой днём горит лампа".
Ярко сказано! Но что это за комната? Комната Сонечки ли, палаты ли №6, или же та самая адская банька из сна Свидригайлова? И что за бабочки мерцают около той лампы?
Эта цитата напоминает мне одно место из Других берегов : Рай - это место, где бессонный сосед читает бесконечную книгу при свете вечной свечи!"
Понимаете?, - вечной! Она горит и ночью и днём! И почему сосед бессонный? Исповедуется ли он, молится ли, замаливая грехи? Какой бездонный, жуткий и прекрасный образ! И как страшно, что сосед может вдруг замолчать, а лампа - погаснуть, и будет лишь чей-то перепуганный шёпот, полупрозрачные удары мотылька об окно, где замерла луна, и шорохи пауков..

В этом смысле Достоевского и Набокова многое роднит. Первый - копался в тёмных глубинах души человеческой, полной бесов и чертей, но выискивал там алмазный блеск чувства, сверкающего в ночи жизни путеводной звездой.
Набокова, как и героя Дара, - "бесы" лишили Родины. Набоков тоже копается в душе, но...в душе мгновений, забываясь с головой, словно в детстве, в слезах счастия и горя, в голубую рожь мгновений.
И разве можно сердиться на Набокова за его тщеславие, самовлюблённость? Разве можно сердиться на пороки Артюра Рембо, на алкоголизм и нервные срывы Есенина? Это как если бы мы сердились на болезнь лёгких у рудокопов. В какой ад души и мгновений спускается гений, жертвуя многим, но поднимая для нас золото и самоцветы вечных чувств? Это их проклятие и дар. Наш дар - понять его и принять то, что гений нам в муке протянул.

Послесловие


1. Дар семейного счастья. Есть венки сонетов, а есть венки влюблённых взоров : Вера смотрит на сына. Сын смотрит на бабочку за окном. бабочка смотрит на Набокова. Набоков смотрит на нас. Мы...
картинка laonov

2. Дар пронести любовь через всю жизнь. Счастье, когда к старости, любимый человек смотрит на тебя вечно-молодым и тёплым взором.
картинка laonov
3. Дар постоять за себя не только в жизни, но и в творчестве.
Однажды Набоков обмолвился о том, как в Кембридже, дойдя до полуфинала в боксе, был отправлен в нокаут в 8 раунде. Набоков много кого отправил в "нокаут" в литературе, но на этот нокаут хотелось бы посмотреть в живую.
Хемингуэй как-то сказал, что смог бы продержаться на "ринге" несколько раундов против Мопассана, но не вышел бы против Толстого.
Не знаю, сколько бы Набоков смог продержаться против Достоевского, но, думается, что в какой-то момент бокс бы принял черты, сначала боя без правил, а потом перешёл бы в какой-нибудь метафизический бой с тенью.
картинка laonov
4. Дар игры, яркости движений и заполненного мыслью пространства. Всё это Набоков перенёс и в творчество. и не случайно футбол называют "шахматами в движении". Набоков - вратарь, защищающий "королеву". латы рыцаря, сменили футбольные "латы" вратаря.
Набоков вспоминал, как однажды вытащил из угла ворот совершенно мёртвый мяч, и ударившись о штангу, потерял сознание. В своей "литературной машине времени", после бокса, имея "билет" и на этот матч, я, сам игрок, был счастлив однажды во сне увидеть этот бросок.
Что касается тенниса, то как увлекающийся в прошлом этой чудной игрой, могу заверить, что она состоит в нежном родстве ( как и бадминтон) с ловлей бабочек сачком.
картинка laonov
картинка laonov
5. Дар Фауста ловить мгновение. Интересно, какую нимфу-бабочку поймал Набоков? Или же никакой бабочки и не было? А? Замечательная актёрская игра! Во времена эмиграции в Берлине, Набоков ( по слухам) подрабатывал снимаясь в кино, в массовке. Как бы хотелось раздобыть эти кадры! Играл то он так, словно был в главной роли!!!
Во всяком случае, любовь к бабочкам и стихам у Набокова не случайна. Не так ли и поэт ловит музу ли, стих, где-то в голубом и карем цветении глаз, в блеске листвы, и потом пригвождает стих к белой тишине листа?
картинка laonov
6. Дар отдавать себя творчеству целиком, отдавать себя ласкам музы там, где она тебя захотела : в машине, н̶а̶ ̶с̶т̶о̶л̶е̶ за столом, на кровати...
картинка laonov
картинка laonov
картинка laonov
7. Дар сохранить в себе рай детства. Набоков со своим братом Сергеем ( желание выделиться уже в детстве), погибшего в 1945 в аду нацистского концлагеря.
картинка laonov
8. Дар прощать и верить.
Во время работы над Даром, у Набокова случился другой роман : с очаровательной Ириной Гваданини. картинка laonov Символично, что в перерыве "Дара", Набоков написал рассказ "Весна в Фиальте", в котором в образе Нины, вывел Ирину Гваданини, подрабатывающей в Париже стрижкой собак, что перекликается с чеховской "Дамой с собачкой", место действия которой было как раз в Ялте.
Вера простила Набокова. Кто любит, тот и прощает.
картинка laonov
9. Дар любить.
Веру, как и Зину Мерц, героиню Дара, сближает влюблённость в поэзию Набокова,и, соответственно - в поэзию Фёдора, с которыми они и познакомились благодаря стихам.
По легенде, Вера назначила Набокову свидание ночью на мосту, и читала ему его стихи. В Даре этот мотив отразился в изумительной "Ласточке"
картинка laonov

Однажды мы под вечер оба
стояли на старом мосту.
Скажи мне, спросил я, до гроба
запомнишь вон ласточку ту?
И ты отвечала: еще бы!
И как мы заплакали оба,
как вскрикнула жизнь на лету...
До завтра, навеки, до гроба -
однажды, на старом мосту...

Комментарии


Набоков читает Ласточку


Cаша, великолепно написано!
Так и хочется продолжить:
10. Дар быть счастливым.
11. Дар уйти от всех бед, чтобы творить.
12. Дар закрыться аристократизмом, "высокомерием", чтобы творить.
12а. Дар творить так, чтобы каждое прочтение было эстетическим потрясением для читателя.
14. Дар жить и творить так, чтобы вымысел был дороже реальности.
Да (кажется так "Да", еще короче хотел Сирин назвать этот роман), и, конечно, Дар любить еще раз и всегда, как Веру, которой когда-то сказал:

"О, поклянись, что до конца дороги
ты будешь только вымыслу верна..."

И она поклялась...
На наше счастье.


В нужной и меткой тональности продолжили) Спасибо, Олег! Я просто хотел уложиться в 9 муз.
Даже и не слышал о "Да". Не знаю, если этот вариант и рассматривался Набоковым, то в каких-то "черновиках мыслей". Так бывает. Иной раз у писателей такие черновые варианты их романов, что становится жутко)

Помните известное стихотворение Корнилова посвящённое жене Достоевского? Думается, "российской словесности" повезло ещё раз)

Нравными, вздорными, прыткими
Были они испокон –
Анна Григорьевна Сниткина
Горлица среди ворон.

Кротость – взамен своенравия,
Ангел – никак не жена,
Словно сама Стенография,
Вся под диктовку жила.

Смирная в славе и в горести,
Ровно, убого светя,
Сниткина, Анна Григорьевна
Как при иконе – свеча.

Этой отваги и верности
Не привилось ремесло –
Больше российской словесности
Так никогда не везло.