Больше историй

26 октября 2021 г. 07:44

1K

Ностальгия

Порой по улице бредёшь —
Нахлынет вдруг невесть откуда
И по спине пройдёт, как дрожь,
Бессмысленная жажда чуда.

(А.Тарковский)

Поздняя осень и рано зажжённый фонарь за окном.
Ещё светло, янтарно, и оттого пронзительно ощущается это одиночество и бессмысленность света… и жизни моей.
Зато утром, ещё темно, и фонари спят вместе с людьми.
Одеяло света словно бы перетянуто в вечер: он лежит на правом боку.
Зябко душе идти раним утром под сонными, погасшими фонарями, боясь их разбудить.
Хочется плакать или.. достать спичку.
Люблю в утренней темноте приложить коробок к груди и спичкой словно бы высекать из затухающего сердца, огонёк.
Зажжёшь от сердца, и укутаешь огонёк в разломившуюся скорлупку ладоней: жёлто-алый, осенний огонёк, похож на вздрагивающий клювик птенца, как-то ослепше, ранимо, ласкающегося к темноте и рукам.

Робкая темнота утра — осень света. Фонари ещё дремлют и что-то шепчут во сне и низкой листве.
Я иду с зажжённым огоньком в ладонях. Иду медленно, словно герой «Ностальгии» Тарковского.
Я осенью — современный Диоген.
Только с тем грустным отличием, что я ищу не человека, бродя с лампой среди дня, а… любовь.
Но любви нет. Не встречалась пока.
Я одинокий человек. Очень. И я люблю мазохистски усугублять своё одиночество.
Никто из моих друзей не знает даты моего настоящего дня рождения.
Мне нравится, когда они с улыбками, ласковыми взглядами, объятиями, поздравляют меня, радуются, а всё это — мимо меня. Как пули. Даже ранки радости нет.
Их объятия словно проходят сквозь меня — меня нет и быть может и не было никогда.

Сижу в уголке дивана с бокалом полусладкого, сухого вина, похожего на осенний, алый лист, и смотрю с грустной улыбкой на моих милых друзей: и чего они радуются, смеются? Странные…
Какая-то эпилепсия внезапно хорошего настроения.
На нежных сумасшедших похожи…
Зажглось вон-то окно напротив, и они чокаются бокалами, улыбаются.
Сорвался с дерева лист  — и снова все встают, как в нежном бреду, обнимают меня, наливают вино в бокалы..
Право слово, у меня сумасшедшие друзья.
И мне это нравится. Жить становится веселее, особенно если живёшь.. в аду.

Чувствую себя в уютной безопасности в свой день рождения. В липовый и в настоящий.
Быть может нечто подобное снится матёрому и пропащему преступнику: кто-то убит и лежит среди осенней листвы.
Ходят люди, ищут что-то, поднимают к свету улики. Улыбаются тебе и пожимают руку.
Ты тоже с улыбкой поднимаешь улику на свет: спичку или алый лист.. смотришь на простёртого в листве молодого человека.
Он так странно похож на… Какая-то женщина, стоит, курит, и тоже это замечает: смотрит то на тебя, то на человека в листве.
Прикладываешь палец к грустной улыбке на губах..

Итак. Я на дне рожденье. Бог знает чьём. Быть может вон того дерева за окном или симпатичной девушке вон в том окне..
Сижу с бокалом вина, похожим на алый лист.
Это не мой бокал, а моей милой подруги.
Я его подменил украдкой, на свой. И в этом тоже был нежный азарт невинного преступления жизни: ах, как мне понятна в моём аду романтика преступления! Разврата, даже.
Вот она пьёт из моего бокала… наши губы, призрачно соприкасаются.
Смотрю с улыбкой на её бокал у меня в руках: и правда — алый лист, — если прищуриться, — с нежнейшим отпечатком её губ: мотылёк в янтаре…
Её милые губы в моих руках. Целую бокал, делая вид, что пью, и ласково смотрю на подругу свою.
Потом прижимаю её губы к груди, и незаметно поглаживаю пальцем.

Друзья разойдутся, а я останусь в одиночестве, ещё более одинокий, чем был.
Ни на год, ни на день, не повзрослевший: времени больше не стало…
В сумерках утра, выйду на улицу, взяв с собой бокал вина.
Иду под сонным фонарём, и милая подруга словно бы идёт вместе со мной: если смотреть краешком взгляда, то кажется, что лунатик-фонарь идёт вместе с нами: все фонари стали — одним фонарём. Всё одиночество мира и боль любви — стала моей болью и моим одиночеством.
Остановлюсь у фонаря, взгляну на часы и улыбнусь.
Беру бокал двумя руками, словно лицо женщины, и целую, прислонившись с ним к фонарю.
Со стороны может показаться, — например, подвыпившему и одинокому ангелу, — что я, обычный парень, который гулял со своей подругой, замер с ней у фонаря и целуется..
Чуть более внимательный человек, заметил бы, что я возможно не совсем здоров, что я в сумерках целуюсь с фонарём, таким же одиноким, как и я.

Целую бокал, прикрыв глаза. Всё как положено.
И происходит маленькое чудо: ах, если бы это видела девушка в окне, рано проснувшаяся, она бы нежно улыбнулась!
От моего поцелуя, фонарь зажёгся… и обнял меня своим светом, как это сделала бы настоящая, живая женщина, скрестив запястья света за моими плечами и шеей.
Многие не понимают всю полноты тайны, почему мы целуемся, закрыв глаза.
А я.. кажется разгадал эту тайну. В аду чего только не разгадаешь, чтобы не сойти с ума: моя любимая, буквально светилась от счастья в моих объятиях.
А чуда то быть может и нет. Точнее, оно — всегда рядом с нами.
Я просто рассчитал время, когда зажигаются фонари.

Зато когда наступает мой настоящий день рождения, я, быть может, самый одинокий человек на земле.
Один, в своей одинокой комнате, стою в сумерках возле окна, с бокалом вина: ничьим — ничей.
Это похоже на бред. У меня есть друзья, но никто из них меня не поздравляет, и тогда я чуточку обижаюсь на них.
За окном зажёгся фонарь. Какая-то девушка стоит под ним, ходит, туда-сюда, нервничает.
В руке у неё телефон: робко светится рука у лица, как у ангела.
Она кого-то ждёт. Мне становится ещё более одиноко.
Беру свой телефон и звоню… себе.
Голубоватые гудки, глотки ожидания. На миг мне кажется, что кто-то возьмёт трубку, ответит, и я буду не так одинок.
Женщина за окном стоит уже без телефона, смотрит на дерево клёна, окно, меня, другое окно, звёзды над крышей.
Она меня так и не увидела. Я был нежно вплавлен в пейзаж осени, как мотылёк — в янтарь.

Приближаю лицо к окну, и целую женщину.
Но и она словно бы вплавлена в пейзаж осени, и потому я толком не знаю, кого я поцеловал: женщину, фонарь, светло освещённую листву..
Может, так целуются ангелы?
Поцелуют женщину, и зажжётся фонарь, мурашки звёзд тепло проявятся на плече вечера, с ветки впадёт счастливый листок…
Наверное, так женщина чувствует счастье.
Шепчу в окно и осень: я мог бы дать тебе счастье, милая незнакомка!
Кого ты ждёшь? Быть может, меня?
А с кем ты говорила по телефону? Я ревную..
Было бы славно, если бы ты была сумасшедшей, и пыталась дозвониться до ангела, или вон той звезды.
Знаешь, у нас с тобой быть может много общего.

Снова беру телефон и звоню себе.
Снова гудки ожидания, надежды.. и происходит настоящее чудо, которое не вычислишь, как время зажигания фонарей: женщина подносит телефон к лицу.
Я ей дозвонился! Может я… тоже, сумасшедший?
Нежный, романтичный, но.. сумасшедший.
Успеваю прошептать в телефон: я люблю вас!
И звуки гаснут. Тишина голоса. Silentium. Словно до Тютчева дозвонился..
Моя ладонь на тёмном стекле… слёзы на глазах.
Тишина телефона приставлена к виску, как дуло пистолета.
Закрываю глаза, теряю себя и мир, нежно нажимая на «спусковой крючок»: прощай, милая незнакомка…

Из моего виска тепло закапали гудки ожидания. Слышу, явственно слышу, как они падают на пол, с голубоватым, округлым звуком.
Лужица гудков у меня под ногами…
Так это и есть, смерть? Такая банальная, нелепая, странная?
Просто стоишь в тёмной комнате у окна, приставив к виску телефон, и смотришь на женщину под фонарём?
Почему она тоже плачет? Может, из-за меня?
Не плачь, хорошая моя, всё будет хорошо.
Я просто умер, но всё так же смотрю на тебя с высоты и быть может, люблю…

Острый, как крыло, женский заспанный голос в висок — Саш, что случилось?
Ты в курсе, который сейчас час?
- Я кажется умер. Простите, вы знаете моё имя?
- Ты выпил? Мы знакомы с тобой уже много лет, но ты иногда меня пугаешь..
- Мы с вами… я с вами, знаком много лет? Может, вы и правда, ангел?
- Что случилось, ты можешь мне объяснить?
- Мне одиноко. Я сейчас смотрю на вас и плачу…
- Что?? Ты же не у меня в комнате сейчас спрятался, как в тот раз?
Не пугай меня. Расскажи, что с тобой происходит?
Где ты? (голос в телефоне робко оглядывается).
- Дома. А если поднять лицо, то кажется, что на вон той милой звезде в поясе Ориона.
- Мне приехать?
- Если хочешь, приезжай. Найдёшь дорогу к звёздам?
- Ты только пил, или что-то более серьёзное принял?
Сейчас приеду, не уходи никуда.

Отвожу телефон от виска.
Женщина за окном продолжает с кем-то говорить по телефону и плакать.
Ну точно, сумасшедшая.
Грустно улыбаюсь… Жалко её. Молодая ещё совсем, симпатичная…
Забавно. Над ней, над самым сердцем фонаря, летает одинокий мотылёк.
Он словно бы тоже прилетел на свидание, и ждёт…
А никого нет. Поздняя осень. Он быть может остался совершенно один: все мотыльки уже умерли.
Невыносимо вот так вот ночью смотреть на этого бесконечно одинокого мотылька под фонарём, и не разрыдаться.
В августе, бывало, под фонарём такая роскошь света, мерцания: целая галактика!
А теперь он один и его полёт похож на что-то судорожное.
Чертит в темноте какие-то пьяные, рваные орбиты…
Словно звезда погасла где-то далеко-далеко в небе и планета возле неё, потеряла свой смысл и вес, и кружится теперь по инерции, как лунатик, улетая в равнодушный свет глубокого космоса.
Айседора Дункан, пьяная от горя, после парижской трагедии, так танцевала с яркой лентой среди скучающей толпы.

Лицо женщины порхает раненым мотыльком перед голубоватым светом телефона.
Над ней, возле фонаря и освещённой листвы, порхает мотылёк, но она его не видит.
Движения мотылька и несчастной женщины, иногда совпадают, да так пронзительно, что я берусь руками за голову, прижавшись лбом к тёмному холодку стекла, и плачу.
Накрапывает свет: первый, лёгкий снег.
Мотылёк… словно бы счастлив. Орбиты его яркого движения, становятся более осмысленными, грациозными.
Под фонарём словно бы порхают, как летом, множество мотыльков.
Их движения — чистый балет в небесах. Настоящий мотылёк пропадает на миг среди них и его не сразу можно найти: вот он, милый!
Похож на огромную и счастливую снежинку.
Такой снег, должно быть, идёт на далёкой и одинокой планете возле вон той звезды…

Закрываю глаза и снова целую окно: целую мотылька, тихо падающий снег, несчастную женщину под фонарём…
Янтарь моего поцелуя вобрал в себя столько нежности и грусти ночной!
И почему самые прекрасные, невесомые чувства, так часто на грани пошлости и приторности? Может это признак того, что с этим миром что-то не так и он чужд этому невесомому порыву души, любви вообще?
Ангел, если ты есть, подними этот янтарь к лунному свету и увидишь, как в нём мерцает душа моя!
Открываю глаза: никого нет. Ни женщины, ни мотылька.
Снег танцует под фонарём, словно лунатик на нежно освещённой сцене в опустевшем театре.
Интересно, есть ли танцоры-лунатики?
Наверное, удивительное зрелище... ещё более редкое, чем индийский, огромный мотылёк — Atlas, порхающий в глубинке России возле фонаря..
Идёт лёгкий снег, светит луна, и лунатик танцует под фонарём, обнимая его...
Может, выйти, и пригласить снег — на танец?
Невыносимо быть одному в сумерках комнаты, в свой день рождения.
Собачка бежит под окном, седая от снега и света фонарного...
Не могу без слёз смотреть на бездомную собаку с ошейником.
Она всегда кого-то ищет и ждёт, даже если рядом никого нет.
Если кончится весь мир и людей не останется, она будет искать человека, но с такой надеждой и нежностью, какая не снилась и Диогену.

Открываю окно и кричу ей: милая, остановись, я сейчас к тебе спущусь! Дождись меня!!
В юности, торопясь вечером на свидание, я втайне от родителей взял вино, конфеты, спрятал их в куртку и тихо вышел.
Так и сейчас, я быстро взял французский сыр и вино, накинул тёмное пальто прямо на голый торс, обулся и выбежал на улицу.
Собака сидела под фонарём и ждала меня: видимо, ласковый, лиственный голос сверху, в котором она так нуждалась, откликнулся в её сердце чем-то родным.
Подошёл к собаке и протянул ей руку, и она откликнулась на неё, тепло облизнув.
Опустился на колени, отломив сыр, положив на листву.
Собака съела и ласково посмотрела на меня. Я дал ей ещё, и ещё..
Светит луна. Я стою на коленях под фонарём возле собаки, глажу её и пью вино с бутылки.
Голос позади меня. Заплечный, милый голос: Саш...
Оглянулся, не столько телом — сердцем.
Стоит моя подруга и с грустной улыбкой смотрит на меня.
Снег, так нежно ложится ей на плечи и карие волосы..
- Какая ты красивая. Тебе идёт снег и свет фонаря. Ходи так всегда.
Посмотри с кем я познакомился. Чудесная, правда?
- Что с тобой происходит в последнее время? Я переживаю за тебя (подходит и наклоняется к собаке, гладит её; взглядом — гладит моё плечо).
- Ничего особенного. У меня сегодня день рождения. Хочешь потанцевать?
Я тебе всё объясню.
Я давно хочу сказать тебе что-то важное.
Дай мне руку...

картинка laonov
Кадр из фильма "Ностальгия" Андрея Тарковского.

Комментарии


Саша, какими нежными бликами меланхолии играет история! Влажный луч октябрьского фонаря освещает то жемчужную грусть, то чернильную печаль, оттеняя палитру одиночества человека.

Зажжёшь от сердца, и укутаешь огонёк в разломившуюся скорлупку ладоней: жёлто-алый, осенний огонёк, похож на вздрагивающий клювик птенца, как-то ослепше, ранимо, ласкающегося к темноте и рукам.

Очень трогательный образ. Хрупкий, словно сама душа.

Друзья разойдутся, а я останусь в одиночестве, ещё более одинокий, чем был.

Подумала, как хорошо, когда есть кому так уходить... Это уже большое счастье... Но такой выстрел контрастов всегда пронзает сердце... И мне он печально знаком.

Беру свой телефон и звоню… себе.
Голубоватые гудки, глотки ожидания. На миг мне кажется, что кто-то возьмёт трубку, ответит, и я буду не так одинок.

Ох, Саш, пронзительная невыносимая нота! Может, только отражение наше способно разделить чашу боли поровну? И в туманном опьянении полностью забыть себя или... получить возможность обрести.

Снег танцует под фонарём, словно лунатик на нежно освещённой сцене в опустевшем театре.

Как я люблю прекрасный мир твоего воображения.) Как он воздушно красив!)

У меня сегодня день рождения.

Сегодня?) Так липовый? Настоящий? Или художественный?)

Саш, история пронзила душу щемящей болью. Она прекрасная, но очень печальная, словно серебряный саван дождя, укутавший усталую листву... Спасибо тебе за искренний рассказ. В нём так много близких мне нот.


Ох, Саш, пронзительная невыносимая нота! Может, только отражение наше способно разделить чашу боли поровну? И в туманном опьянении полностью забыть себя или... получить возможность обрести.

Или мы... чуточку способны отразить боль отражения.

Сегодня?) Так липовый? Настоящий? Или художественный?)

Нет, не сегодня, Ань. А ведь бывает, что дня рождения и нет вовсе...

Анют, спасибо тебе за тёплый и очаровательный коммент.
И за внимание. Это ценно.
Доброго вечера тебе)


Вдруг захотелось выглянуть в окно, а там большие хлопья снега… скорей бы зима.
А история очень грустная и пропитанная одиночеством, но красивая и каждым словом отзывается в твоём сердце.
Уютного и тёплого вам вечера!


Доброе утро, Екатерина)
Спасибо вам большое за внимание!
Хлопья снега это хорошо. Со снегом и поцеловаться не грех...
Вы давно целовались со снегом?)
Да, история грустная. Жизнь вообще штука грустная, как и красота.

Ласкового настроения вам)


Вы давно целовались со снегом?)

А падение лицом в снег считается?))
На самом деле я очень люблю снег, может потому что родилась зимой. Любой снег поднимает настроение)

Да, история грустная. Жизнь вообще штука грустная, как и красота.

А почему для вас красота грустная? Я про красоту так никогда не думала, вдруг я что-то упустила.

Солнечного Вам дня, Александр)


День рождения - грустный праздник :), вот и у вас об этом тоже. Отличная зарисовка. Много одиночества, и это удалось передать. Есть такой фильм "Бал" 1983 года. Там нечто похожее по настроению.


Спасибо за внимание вам.