Там, внутри
Морис Метерлинк
15 августа 2022 г. 22:58
215
5 За закрытыми дверями
Мы наблюдаем за семьёй, состоящей из родителей, двух дочерей подросткового возраста и ещё совсем маленького ребёнка. Они сидят в доме, занимаются обыденными делами, проводят очередной вечер, как и все предыдущие. Ничто не может нарушить их идиллию и домашний уют, они наслаждаются обществом друг друга, но каждый увлечён своими занятиями, погружён в свои мысли и никому в комнате не мешает. А за закрытыми дверями, в саду, старик и незнакомец поджидают момент, чтобы сообщить семейству печальную весть: третья дочь утонула.
И с каждым мгновением напряжение всё сильнее и сильнее нарастает, не по себе как двум мужчинам, так и зрителям, ведь мы владеем информацией, которая никому из обитателей дома не доступна. Внутренне они как будто чувствуют, что что-то не так, постоянно смотрят в окна,…
21 октября 2019 г. 22:48
2K
4
Все мы любим и уважаем Мориса Метерлинка за его пьесу "Синяя птица", однако его творчество не ограничивается одним-единственным произведением. Данная пьеса невелика по объему, читается буквально за полчаса. Однако у нее интересная сценическая архитектура (не знаю, как это назвать). Есть зрители, которые наблюдают из зала, есть Старик и Незнакомец, которые с авансцены наблюдают за жизнью в доме, расположенном в глубине сцены. Семья, живущая там, ещё не знает, какое несчастье их постигло (утопла одна из дочерей). Такое расположение действующих лиц позволяет, с одной стороны, подсмотреть жизнь одной семьи в их повседневном взаимодействии, а с другой стороны, позволяет прочувствовать постепенное приближение Смерти к этой семейной идиллии
читала в рамках игры Вокруг света
28 октября 2019 г. 19:39
606
4 Трагедия каждого дня
Бывает так, что маленькая вещица, случайно попавшая в поле зрения, вдруг оставляет такое сильное впечатление. И даже не сама она, не герои, не сюжет. А лишь отдельные слова, мысль. Ничего нового. Ты это знал всегда, но не задевало. И вдруг - вспышка, думаешь, думаешь ... Почему? Как удалось именно этому писателю заставить простые слова зазвучать по-новому? Как удалось сделать видимым? Талант? Ум? Ситуация? И вот эти слова:
Старик: Слишком велико их доверие к этому миру.. Вот они сидят, отделенные от недруга хрупкими окнами.. Они думают, что ничто не может случиться, раз они заперли двери. Они не знают, что в душах происходит нечто и что мир не кончается у дверей домов.. Они спокойны за свою маленькую жизнь и не подозревают, что в двух шагах от их двери горе растёт, все их маленькое…
24 июля 2016 г. 00:09
1K
4.5
Слишком велико их доверие к этому миру…
Как описать горе? Всеобъемлющее горе в очень маленьком произведении. Когда не знаешь ничего о тех, кого оно постигло. Да это и ни к чему. У этой вещи необычная композиция. Утонула молодая девушка, и двое идут вперед – рассказать об этом семье. Семья – за окнами дома. Мы снаружи. Мы не слышим и не услышим – ни их реакции, ни того, что было до. Мы просто видим картину жизни и нависшую над ней тучу страшной утраты, после которой уже никогда и ничего не будет по-прежнему. То, как это не решаются озвучить. И самый край бури.
Этого достаточно.
От короткого рассказа волосы на теле встают дыбом, в горле застревает ком. И становится странно, тоскливо и жутко. Пусто-пусто где-то внутри. Как стает после в этом до того счастливом, во всяком случае поверхностно,…
9 января 2015 г. 18:08
848
4
Там, внутри, за закрытыми дверями дома может появиться иллюзия безопасности. Но именно что – иллюзия. Потому что есть нечто, что способно проникнуть сквозь все замки и засовы. И имя ему – смерть.
Во всех трех пьесах, что я прочитала у Метерлинка, смерть – главная героиня. Она неотвратима, неизбежна, безжалостна. Но в то же время она величественна и грандиозна. На ее фоне человеческая жизнь, покой, все радости и печали выглядят особенно хрупкими. А нарушить этот покой известием о смерти как-то особенно сложно, невозможно. И персонажей пьесы, разрывающихся между стремлением сохранить покой ничего не подозревающей семьи и необходимостью этот покой уничтожить, понять можно. Их переполняют эмоции, нерешительность, сочувствие, желание уберечь семью от горя, но понимание, что бесконечно…