Больше рецензий

ninia2008

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 апреля 2023 г. 22:48

397

4 Усидеть на двух стульях

Двадцать лет назад Кулвиндер Каур совершила первую и последнюю попытку стать британкой, купив кусок мыла "Английская лаванда Ярли"...

Затейливая история, в которой намешано всего понемножку, как в карри. Романтическая линия с вкраплениями порнографии (да-да, те самые истории, они там есть), детектив с убийством невинных дев, феминизм в его классическом варианте и этнографический очерк о жизни пенджабской общины в Лондоне.

Если честно, для меня самым интересным оказалось последнее, заставив задуматься... о том, чего мы сами вполне можем скоро обрести, если будет продолжать в том же духе (фух, ну и фразочка). Дело в том, что мое детство прошло в СССР, и я жила во вполне себе многонациональном доме - у нас были русские, татары, украинцы, цыгане, корейцы, дагестанцы... Все вместе работавшие на одном из заводов, а мы, их дети, все вместе ходили в школу заводского поселка. Но - все мы были советскими, а свои культурные отличия воспринимали как некое особое удовольствие: сегодня у нас праздник, празднуем вместе, завтра у вас. В книге же пенджабская община, занявшая, кстати, ранее английский боро Саутолл, на мой взгляд, определенно пытается усидеть на двух стульях, а вернее, создать себе эдакий маленький Пенджаб. Все надписи на улицах дублированы, все носят национальную одежду, едят национальную еду, моются привезенными из Индии мылами и шампунями и с гора не общаются, потому что почти не знают английского. Упомянутая в цитатке Кулвиндер смертельно обиделась на таможеницу, принявшую ее за туристку, заявив: "Я британка", чтобы через пять минут ответить на вопрос мужа, как прошла поездка в Индию: "Прекрасно, там же родина". Естественно, что второе и третье поколение этих пенджабцев уже больше лондонцы, но - недостаточно, чтобы отказаться от традиционных браков по договору или осмелиться на развод. Собственно, героиня романа Никки как раз из таких полулондонцев, но и она в конечном итоге заводит отношения именно с пенджабцем.

Авторка, естественно, не видит в этом проблемы. Она-то рассматривает проблему в феминистском ключе, типа, женщины должны бороться за свои права (хотя, например, ту же Кулвиндер устраивало всё - ровно до тех пор, пока в договорном браке не погибла ее единственная дочь). Культурное многообразие, чтоб его. Вот только оно до ужаса напоминает секту, причем многовековую, с закостеневшими правилами. Возможно, я и не права, и гетто всего лишь защищает от окружающего мира, но по своему уставу можно жить и в своем монастыре, нет? Короче, заморочила меня эта Маленькая Индия не по-детски, так что и порнографические вставки читались как сказки Тысяча и одной ночи. Но, в целом, книжку можно прочитать и в романтическом ключе, воспринимая все этнографические подробности как национально-колоритные декорации.