6 июля 2018 г., 10:36

5K

12 фактов о Джеймсе Джойсе

28 понравилось 0 пока нет комментариев 9 добавить в избранное

Автор: Шон Хатчинсон (Sean Hutchinson)

16 июня 1904 года является днем, который Джеймс Джойс , ирландский автор шедевров модернизма, таких как Дублинцы и Портрет художника в юности , который описывался как «любопытная смесь зловещего гения и неуверенного таланта», назначил для плодотворной работы над Улиссом . 16 июня 1904 года также считается днем, когда он впервые встретился со своей будущей женой Норой Барнакль (Nora Barnacle).

Он был таким же мифическим, как вымыслы, которые он брал за основу своей работы. Поэтому в честь того июньского дня 1904 года, ставшего известным поклонникам по всему миру как Блумсдэй («Bloomsday») благодаря главному герою книги Леопольду Блуму (Leopold Bloom), здесь приведены 12 фактов о Джеймсе Джойсе.

1. Ему было всего лишь 9 лет, когда опубликовали его первый отрывок.

В 1891 году, вскоре после того как ему пришлось покинуть колледж Клонгоуз Вудс в Клэйне (Clongowes Wood College), когда его отец потерял работу, девятилетний Джойс написал стихотворение «И ты, Хили?» («Et Tu Healy?»). Оно было опубликовано отцом Джеймса Джоном и роздано друзьям; Джойс-старший так высоко оценил стихотворение, что, как утверждают, отправил копии Папе Римскому.

Неизвестно, существуют ли полные копии стихотворения, однако в раннем стихотворении якобы осуждался политик Тим Хили (Tim Healy) за то, что он изгнал ирландского национального политика Чарльза Стюарта Парнелла (Charles Stewart Parnell) после сексуального скандала (Парнелл долгие годы имел связь с Кэтрин О’Ши, супругой парламентария капитана Уилли О’Ши – прим. пер.). Фрагменты окончания стихотворения, позже запомнившиеся брату Джеймса Станислаусу (Stanislaus), продемонстрировали, что Парнелл смотрит свысока на ирландских политиков:

Его причудливое орлиное гнездо на скалах Времени
Где сильный шум этого столетия
Больше не может его побеспокоить

Несмотря на то, что стихотворение показалось странным, молодой Джойс, приравнивающий Хили к Марку Юнию Бруту, а Парнелла к Гаю Юлию Цезарю, отметил, что впервые использовал старинные прототипы в современном контексте, таким же во многом является Улисс – уникальный пересказ Одиссея .

В совершеннолетнем возрасте Джойс опубликовал свою первую книгу – сборник стихотворений Камерная музыка (Chamber Music), в 1907 году. Затем, в 1914 году, были опубликованы сборник коротких рассказов «Дублинцы» и в 1916 году наполовину автобиографический роман «Портрет художника в юности» (в котором прославился колледж Клонгоуз Вудс в Клэйне).

2. Он вызвал дискуссию в газете своего колледжа.

Посещая Университетский колледж Дублина, Джойс предпринял попытку опубликовать негативную рецензию под названием Потворство толпе («The Day of the Rabblement») на новый местный театр, названный Ирландским литературным театром, в газете школы Святого Стефана. Осуждение Джойсом «ограниченности» театра, как утверждается, было настолько едким, что редакторы газеты, обратившись за консультацией к одному из школьных священников, отказались печатать рецензию.
Рассердившись по поводу возможной цензуры, Джойс обратился к директору школы, который встал на сторону редакторов, что побудило Джойса вложить свои деньги, чтобы опубликовать 85 экземпляров и распространить по всему кампусу.

В брошюре, опубликованной рядом с эссе друга, чтобы повысить количество страниц, было предисловие: «Оба эссе были заказаны редактором газеты школы Святого Стефана, но впоследствии не прошли цензуру». Это не последний случай борьбы Джойса с цензурой.

3. Нора Барнакль была его видением до первого запланированного свидания.

К тому времени, когда Нора Барнакль и Джойс в конце концов поженились в 1931 году, они жили вместе в течение 27 лет, путешествовали по континенту и завели двоих детей. Пара впервые встретилась в Дублине в 1904 году, когда Джойс завязал разговор с ней рядом с отелем, где Нора работала горничной. Поначалу она приняла его за шведского моряка из-за голубых глаз и фуражки, которую он надел в тот день, и он настолько сильно очаровал ее, что они договорились о свидании 14 июня, но Нора не пришла.

Затем он написал ей письмо со словами: «Я долго высматривал голову с красновато-коричневыми волосами, но решил, что это были не вы. Я пришел домой совершенно удрученным. Я бы хотел назначить встречу, но предложение может вас не устроить. Надеюсь, вы будете достаточно любезны, чтобы встретиться со мной, если вы меня не забыли!» Это привело к их первому свиданию, которое состоялось, предположительно, 16 июня 1904 года.

Она продолжала быть его музой на протяжении их совместной жизни как в его опубликованной работе (образ героини Молли Блум в «Улиссе» основан на Норе Барнакль), так и в их плодотворной личной переписке. Их особенно непристойные любовные письма друг к другу показывают, что Джеймсу их физическая близость напомнила «свиней, свинящих на свиноматке», одно их которых он подписал так: «Спокойной ночи, моя маленькая пукающая Нора, моя грязная маленькая сучка!» Это подчеркнуло характер их отношений. В действительности одно из подписанных Джойсом эротических писем к Норе собрало рекордные 240 800 фунтов стерлингов ($446,422) на лондонском аукционе в 2004 году.

4. У него были больные глаза.

Наряду с тем, что постоянные финансовые трудности Джойса вынуждали его жить в условиях творческого дискомфорта, ему приходилось сталкиваться также с почти пожизненными проблемами со здоровьем. Джойс страдал от переднего увеита (воспаление сосудистой оболочки глазного яблока – прим. пер.), что привело к примерно 12 операциям на глаза за всю его жизнь. (Вследствие относительно простого состояния офтальмологии в то время и решения Джойса не прислушиваться к современным медицинским советам, ученые предполагают, что такие болезни Джойса как ирит, глаукома и катаракта могут быть вызваны саркоидозом, сифилисом, туберкулезом или иными врожденными проблемами.) Проблемы со зрением вынудили Джойса годами носить повязку на глаза, писать на больших белых листах бумаги, используя только красный карандаш. Постоянная борьба за зрение даже вдохновила его назвать дочь Лючией, из-за святой Люсии, покровительницы слепых.

5. Он преподавал английский язык в языковой школе Берлитца.

В 1904 году Джойс, желая покинуть Ирландию, ответил на объявление о вакансии преподавателя в Европе. Эвелин Гилфорд, агент по трудоустройству в британском городе Маркет-Рейзен, в графстве Линкольншир, уведомила Джойса о том, что для него зарезервирована должность, и что за две гинеи ему точно расскажут о местоположении вакансии. Джойс отправил деньги и к концу 1904 года вместе с женой Норой они покинули Дублин для работы в школе Берлитц в Цюрихе, Швейцарии. Однако когда они добрались до места назначения, узнали, что открытой вакансии не было. Но они слышали, что имелась вакансия в школе Берлитц в Триесте, Италии. Пара собралась и переехала в Италию, чтобы узнать, что их снова обманули.

Джойс в конце концов нашел работу преподавателя в языковой школе Берлитца в Поле в Австро-Венгрии (сегодня Пула, Хорватия). Английский язык был одним из 17 языков, на которых Джойс мог говорить, среди других – арабский, санскритский, греческий и итальянский (в конце концов, стал его предпочтительным языком, на котором он говорил исключительно дома со своей семьей). Он также настолько любил драматурга Генрика Ибсена , что выучил норвежский язык для чтения его работ в оригинале и послал писателю письмо как от поклонника на родном языке Ибсена.

6. Он вложил деньги в кинотеатр.

В настоящее время в Ирландии насчитывается около 400 кинотеатров, но все они прослеживают историю с 1909 года, когда Джойс помог открыть кинематограф Вольта, который считается «первым, полным, постоянным, преданным делу кинематографом» в Ирландии.

У Джойса возникла эта идея больше ради заработка, чем из любви к кино, когда появились проблемы с публикацией «Дублинцев», а также он заметил изобилие кинотеатров, живя в Триесте. Когда его сестра, Ева, рассказала ему, что в Ирландии нет кинотеатров, Джойс присоединился к четырем итальянским инвесторам (он получал 10 процентов прибыли), чтобы открыть Вольта на Мэри-стрит в Дублине.

Рискованное предприятие потерпело фиаско так же быстро, как и участие Джойса в нем. Не сумев привлечь аудиторию из-за того, что в основном показывали итальянские и европейские фильмы, непопулярные с повседневными «Дублинцами», Джойс сократил свои потери и вышел из бизнеса всего через семь месяцев.
Сам кинематограф не прекращал работу до 1919 года, в течение этого времени Джойс усердно работал над «Улиссом». (В 1921 году кинематограф был открыт снова под другим названием и не закрывался полностью до 1948 года.)

7. Он обращается к совершенно неопытному издателю, чтобы опубликовать свою самую известную книгу.

Издательская история «Улисса» сама по себе является Одиссеей. Джойс начал писать книгу в 1914 году, и к 1918 году он стал издавать роман сериями в американском журнале «Little Review» с помощью поэта Эзры Паунда .

Но к 1921 году «Little Review» столкнулся с финансовыми проблемами. Опубликованный вариант 13-ого эпизода «Nausicaa» роман «Улисс» привел к дорогостоящему судебному иску против его издателей – Маргарет Андерсон и Джейн Хип, и книгу запретили в Соединенных Штатах. Джойс обратился к различным издателям за помощью, включая издательство «Hogarth Press» Леонарда Вульфа (Leonard Woolf) и Вирджинию Вульф , но никто не согласился взять ответственность за проект с такими юридическими последствиями, независимо от того, насколько он, по общему мнению, был новаторским.

Джойс, обосновавшись в Париже, подружился с Сильвией Бич (Sylvia Beach), чей книжный магазин «Шекспир и Компания» (Shakespeare and Company) был местом собраний для послевоенного творческого сообщества эмигрантов. В автобиографии Сильвия Бич написала:

«Вся надежда на публикацию в англоязычных странах, по крайней мере, на долгое время, исчезла. И вот в моем книжном магазине сидел Джеймс Джойс, глубоко вздыхая.
Мне пришло в голову, что что-то может быть сделано, и я спросила: «Не могли бы вы позволить Шекспиру и Компании удостоиться чести опубликовать вашего "Улисса"?
Он незамедлительно и радостно принял мое предложение. Я подумала, что ему посчастливилось доверить свой великий "Улисс" такому забавному незначительному издателю. Но он, казалось, был в восторге, и я тоже… Несмотря на отсутствие капитала, опыта и всех других необходимых вещей издателя, я пошла прямо вперед с "Улиссом"».

Сильвия Бич запланировала выпустить первое издание романа в 1000 экземплярах (включая 100, подписанных автором), в то время как книга будет оставаться запрещенной в ряде стран в течение 1920-х и 1930-х годов. В конце концов роман было разрешено публиковать в Соединенных Штатах в 1933 году после судебного дела «Соединённые Штаты против книги, именуемой "Улисс"» (United States v. One Book Called Ulysses), по решению которого книгу не сочли непристойной и разрешили публиковать в Соединенных Штатах.

8. Эрнест Хемингуэй был его собутыльником и иногда телохранителем.

Эрнест Хемингуэй, который был главным поборником «Улисса», встретил Джойса в «Шекспир и Компания», а позже стал постоянным компаньоном таких писателей, как Уиндхэм Льюис и Валери Ларбо (Valery Larbaud) в барах Парижа.

Хемингуэй вспоминал, что ирландский писатель начал попадать в пьяные драки и бросать Хемингуэя, чтобы тот разобрался с последствиями. Хемингуэй рассказывал: «Однажды, в одном из тех случайных разговоров, которые происходят у вас, когда вы пьете, Джойс рассказал мне, что он боялся, что его манера письма слишком ограниченная, и, возможно, ему следует оглянуться вокруг и увидеть мир. Он боялся некоторых вещей, молнии и обстоятельств, но был прекрасным человеком. Он был человеком дисциплинированным: так на него влияли жена, работа, больные глаза. Его жена находилась с нами, и она сказала: "Да, его работа была слишком ограниченной, Джим мог писать так, будто лев охотится". Мы бы пошли пить, и Джойс мог попасть в драку. Он бы даже не увидел человека и сказал бы: "Разберись с ним, Хемингуэй! Разберись с ним!"»

9.Он встретил другого титана модернизма и пережил ужасный период.

Колоссальный, семитомный шедевр Марселя Пруста В поисках утраченного времени — это, возможно, еще одна наиболее важная работа модернизма начала XX века, помимо «Улисса». В мае 1922 года авторы встретились в гостях у композитора Игоря Стравинского и балетного импресарио Сергея Дягилева в Париже. Автор «Дублинцев» опоздал, был пьян и не в официальной одежде, потому что из-за своей бедности не мог себе ее позволить. Пруст пришел даже позже Джойса, и, хотя есть разные мнения по поводу того, о чем они на самом деле говорили, каждое известное мнение указывает на очень разочаровывающую «встречу умов».

По словам Уильяма Карлоса Уильямса , Джойс сказал: «Я испытываю головные боли ежедневно. Мои глаза ужасно болят», на что болеющий Пруст ответил: «Мой бедный живот. Что я собираюсь делать? На самом деле, я должен уйти».

Издатель Маргарет Андерсон утверждала, что Пруст признался: «Я сожалею, что не знаю произведений мистера Джойса», в то время как Джойс ответил: «Я никогда не читал мистера Пруста».

Художественный критик Артур Пауэр (Arthur Power) упомянул, что оба писателя просто говорили о том, что им обоим нравятся трюфели. Джойс позже рассказал художнику Фрэнку Баджену: «Наш разговор состоял исключительно из слова "нет"».

10. Он написал письмо, состоящее из 100 букв, чтобы описать свой страх к грому и молнии.

У Джойса был детский страх грома и молнии, который возник из набожных предупреждений его гувернантки-католика о том, что такие метеорологические явления на самом деле являются проявлением на него божьего гнева. Страх преследовал писателя всю жизнь, несмотря на то, что Джойс узнал об истоках своей фобии. Когда друг Джойса спросил его, почему он так боится суровой погоды, Джойс ответил: «Ты никогда не рос в Католической Ирландии».

Фобия также проявилась в писательстве Джеймса Джойса. В «Портрете художника в юности» автобиографический герой Стивен Дедал говорит, что он боится «собак, лошадей, огнестрельного оружия, моря, гроз и машин».

Но самое удивительное проявление его астрофобии состоит в потоке его сознания лебединой песни Поминки по Финнегану , где он написал стобуквенное письмо Bababadalgharaghtakamminarronnkonnbronntonnerronntuonnthunntrovarrhounawnskawntoohoohoordenenthurnuk, чтобы изобразить символический библейский гром. На самом деле, отрывок состоит из разных слов, описывающих гром: на французском языке (tonnerre), итальянском (tuono), греческом (bronte) и японском (kaminari).

11. У него было мышление литературного гения, но не каждый был его поклонником.

Человек модернизма, Вирджиния Вулф, не слишком беспокоилась о Джойсе и его работе. Она сравнила его писательство с «вызывающим тошноту студентом, царапающим свои прыщи», и сказала, что «есть надежда, что он перерастет это, но поскольку Джойсу уже 40, вряд ли это кажется возможным».

Не одна Вирджиния Вульф так считала. Дэвид Герберт Лоуренс , который написал такие классические романы, как Влюбленные женщины и Любовник леди Чаттерли , в своем письме написал о Джойсе: «Боже мой, какой неуклюжий гнилой горшок (пер. с лат. olla putrida) этот Джеймс Джойс! Ничего, кроме старых геев и капустных огрызков из библейских цитат, а остальное варится в соке преднамеренного журналистского злоумышления».

«Я получаю большое удовольствие от этого романа? Нет», — писал Герберт Уэллс в своей рецензии на «Поминки по Финнегану»… «Кто, черт возьми, этот Джойс, который требует так много часов бодрствования из нескольких тысяч, которые мне все еще приходится жить, чтобы правильно оценить его причуды, фантазии и проблески изложения?»

Даже его супруга Нора переживала трудные времена, связанные с его писательством, сказав после публикации «Улисса»: «Почему бы тебе не писать осмысленные книги, которые люди могут понять?»

12. Его предположительные последние слова были такими же абстрактными, как и его манера письма.

Джойс был госпитализирован в Цюрихскую больницу в январе 1941 года по причине перфорированной язвы двенадцатиперстной кишки, но после операции он впал в кому и умер 13 января. Его последние слова соответствовали его общеизвестно тяжелым произведениям и, как предполагают, они были следующими: «Неужели меня никто не понимает?»

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

Источник: Mental Floss
В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
28 понравилось 9 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!

Читайте также