31 июля 2019 г., 14:33

2K

Может ли научная фантастика подготовить нас к неопределенному будущему?

20 понравилось 0 пока нет комментариев 3 добавить в избранное

Автор: Роуз Эвелет (генератор идей в WIRED, создательница и ведущая Flash Forward, подкаста о возможном (и не очень) будущем)

Каким будет 2050 год? Большим компаниям стоит задуматься над этим вопросом, потому что наше экзистенциональное беспокойство подогревается сгорающей планетой, разрушающейся конфиденциальностью и геополитической нестабильностью. Ранее в этом году международная проектная компания Arup попыталась представить, как изменения климата повлияют на их бизнес (и не только) в течение тридцати лет.

Для этого они обратились к Тиму Могану, которому поручили создать четыре разных «пользовательских дневника», печатных отчетов, которые представляют возможное будущее. «Я создал персонажей в этих сценариях и описал, как они добираются до работы каждый день, – рассказал мне Моган. – Кто должен передвигаться на частном транспорте, кто должен ходить или ездить на велосипеде? Это может сказать многое о том что случилось при различных исходах». В некоторых набросках Могана изменения климата разрушили планету. В других люди приняли меры, чтобы уменьшить ущерб. Работа Могана заключалась в том, чтобы оживить эти варианты будущего в серии описательных зарисовок.

Но Моган не ученый и не инженер. Он автор романа-антиутопии «Бесконечная деталь», и его наброски основаны на вымысле, а не на фактах. Он один из увеличивающегося числа писателей научной фантастики, которых нанимают аналитические центры, политики и корпорации для того, чтобы представить – и предсказать будущее.

Не только Arup обращается к научной фантастике для планирования будущего. Harvard Business Review (ежемесячный научно-популярный журнал, посвящённый различным вопросам управления бизнесом – прим. пер.) давно уже обосновали чтение научной фантастики, и большая консалтинговая фирма Price Waterhouse Cooper опубликовала путеводитель, как использовать научную фантастику для того, чтобы «исследовать инновации». «Бизнес идет лучше с научной фантастикой» – агитирует The New Yorker. Как сказал Брайан Мерчант : «Добро пожаловать в научно-фантастический индустриальный комплекс».

Каждая компания использует писателей по-разному, но цель чаще всего одна: представить наше будущее, чтобы быть готовыми к тому, что нас ждет. Писателей-фантастов могут нанимать для того, чтобы воплотить в жизнь сценарии, которые компания уже изучила (как в случае с Моганом и его договором с Arup), или для того, чтобы подготовить идеи, о которых компания даже не задумывалась.

Это не просто бизнес. Использование научной фантастики вошло в сферы государственного управления и государственной политики. The New America Foundation недавно провели мероприятие, на котором весь день обсуждалось, «чему варианты будущего из научной фантастики могут (и не могут) научить нас о политике ИИ». Nesta, организация, которая создает спекуляции, выделила 24 миллиона долларов для того, чтобы вырастить «новые модели публичного сервиса» в сотрудничестве с правительством Великобритании. Все это поднимает серьезный вопрос: могут ли писатели-фантасты давать советы в области бизнеса и международной политики?

Футурологи, писатели и ученые по-разному отвечают на этот вопрос. Кто-то утверждает, что только в рассказах можно найти особую силу. Другие говорят, что мы обманываем себя в нашем стремлении представить и предсказать будущее.

Футуризм (с большой буквы Ф) – это не просто способ мыслить о будущем. Это индустрия с экспертами с учеными степенями в таких областях, как стратегическое предвидение или планирование операций. Общество Мира Будущего (The World Future Society) и Ассоциация Профессиональных Футурологов (Association of Professional Futurists) представляет небольшую, но растущую группу профессионалов, многие из которых годами размышляли о долгосрочной стратегии и «планировании сценария» – этот метод используется организациями, чтобы подготовиться к возможным вариантам будущего.

Компании, которые хотели запланировать свое будущее, многие годы обращались к классически обученным футурологам за помощью. В течение последних нескольких лет спрос на специалистов в этой сфере возрос.
«Между людьми, которые хотят работать с футурологами, и неопределенностью связанной с геополитикой, технологиями или наукой существует положительная корреляция», – заявляет Эми Уэбб, основатель Института Будущего Сегодня (Future Today Institute). А с увеличивающимся спросом расширился и круг тех, кто претендует на работу футуролога (к чему я и сама приложила руку).

Но настоящий футуризм чаще всего совсем не сексуален. Его задача заключается в отсеивании большого количества информации, исследований, шаблонов и электронных таблиц. Никто не напишет профиль вашей компании или вашего государственного проекта, если он основан на сухих шаблонах, с тщательно проработанными возможностями. С другой стороны, создание миров – процесс воображения вселенной, в которой могут существовать ваши истории – это весело. Люди хотят историй, и авторы научной фантастики их предоставляют.

«Это способ подтолкнуть нас к мысли, которой у нас иначе не было бы, и дать нам концептуальную основу», – говорит Дэмиен Уильямс, исследователь в отделе науки технологий и общества в Политехническом университете Виргинии. Уильямс часто использует научную фантастику в качестве обучающего инструмента, чтобы подтолкнуть студентов мыслить о будущем технологий или политики.

Но представить воображаемый мир это еще не создать стратегию. «Люди придумывают мир, чувствуют себя вдохновленными, но затем ничего не происходит, – говорит Уэбб. – Организация деморализована». Однако, Уэбб видела пример, когда энергичный генеральный директор убеждает себя, что результат так называемого концептуального сеанса совсем рядом, и начинает гоняться за бесполезными для компании идеями.

Некоторые писатели научной фантастики, ставшие консультантами, прекрасно видят разницу. «Я не футуролог, я автор», – говорит мне Моган. Но раньше он был журналистом и много лет писал о технологиях и экономике в США, Великобритании и Китае, что выделяет его среди других писателей научной фантастики. (Некоторые футурологи совмещают в себе обе стороны, например, Мэделин Эшби – писательница научной фантастики и магистр в области стратегического планирования и прогнозирования.) В других случаях у писателей, которых просят поучаствовать в упражнениях по корпоративному созданию миров или проектах по государственному планированию, на самом деле очень мало опыта в данных вопросах. Подходят ли писатели эпических космических опер (не важно, насколько хороших космоопер) для решения вопросов о будущем рынка труда, или политики использования водных ресурсов, или прав человека?

Когда дело доходит до добавления вымысла в прогноз критики, волнуются о том, что писатели могут быть настолько хороши в раскручивании истории, что могут даже убедить всех, что это правда. История показывает, что в реальности предсказать что-то практически невозможно, и что люди катастрофически ужасны в угадывании будущего. Писатель Кори Доктороу недавно сказал, что мысль о том, что научная фантастика может предсказывать будущее – это токсичный миф. «Писатели научной фантастики не гадалки», – писал Доктороу.

И все же мысль, что писатели научной фантастики предсказали многое из сегодняшнего мира, еще жива. Говорят, что Герберта Уэллса , автора «Войны миров» , первым назвали «профессором предвидения» в 1932 году. Кажется, даже «Звездный путь» предсказал разные технологии, включая мобильные телефоны, GPS, Bluetooth-наушники и телеконференции. Но нужно уметь отличать предсказания и влияние. Предсказал ли «Звездный путь» сотовые, или это создатели сотовых телефонов были вдохновлены «Звездным путем»? Списки «всего, что предсказала научная фантастика» – это упражнение по сбору сливок, потому что в них нет того, чего научная фантастика не смогла угадать. Вспомните о научной фантастике, которая предсказала таблетки вместо еды, конец всем болезням, космические колонии и импланты памяти (или стирание памяти). «Половина проблемы в том, что мы не связываем идеи, которые у нас были раньше, с траекторией технологической эволюции», – говорит Уэбб. Нынешняя научная фантастика наверняка также вдохновит следующее поколение.

В этой области работы важна специфика. Одно дело написать книгу о кризисе беженцов, и совсем другое – точно предсказать, как будет развиваться кризис сирийских беженцев.

Если мы считаем, что научная фантастика действительно надежный инструмент для определения того, что будет завтра, тогда она, естественно, должна быть в планировании будущего. Но если нет, тогда возможен риск того, что мы поверим, что некоторых вариантов будущего невозможно избежать. Можно ли доверить писателям-фантастам проказничать в залах заседаний и прогнозировать будущее без присмотра?

Обратиться к сочинению историй во времена кризиса – заманчивая идея, и трудно сказать, что сейчас мы не в кризисе. В антиутопиях есть герои и выжившие, персонажи, на которых мы хотим равняться, те, кто решают проблему, и все приходит в норму. Компании, правительства и индивидуалы хотят верить, что они будут среди тех немногих счастливчиков, героев истории. И авторы научной фантастики могут помочь им – за отдельную плату.

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

Источник: WIRED
В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
20 понравилось 3 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!

Читайте также